Московский институт Управления им. Серго Орджоникидзе был творением, плотью и кровью ректора этого учебного заведения Олимпиады Васильевны Козловой( до неё он со всеми своими факультетами размещался в здании на Подсосенском переулке).
Именно эта мощная, неординарная женщина, с государственным взглядом на развитие страны, используя свой научный авторитет "пробила" создание этого института в правительстве РСФСР и используя огромное влияние на секретаря Московского городского комитета партии тов. Гришина, вдохнула в его развитие новую жизнь: построила новый учебный комплекс и современное общежитие в районе м. Ждановская (Выхино).
Особый упор она делала на развитие Рабфака, понимая, что люди прошедшие армию и производство могли стать стержнем народного хозяйства страны.
Будучи ректором Олимпиада Васильевна продолжала преподавать предмет "бух. учёт" своим студентам. Она была фанатом этого "бухгалтерского учёта", выпустила несколько учебников о бухгалтерском учёте, защитила докторскую. Для неё проводка цифр по счетам баланса были созвучны поэзии.
Так получилось, что студентом Юрка попал в её группу и первый семестр по предмету просто провалил. Сидя перед ней на зачёте, словно на эшафоте, он нервно ёрзал на стуле, путаясь в проводках по счетам. Зачёт дымился синим пламенем, стипендия тоже грозила помахать ему ручкой. Если честно, Юрка просто "не въезжал" в предмет. Узнав, что студент после армии, ректор решила дать парню шанс. Она вдохновенно, за пять минут, рассказала ему об огромном значении бухгалтерского учёта в деятельности социалистического предприятия, о сути баланса, на примере контрольных заданий, подсказала несколько ключиков в осуществлении правильной проводке по счетам. Поставила зачёт, но предупредила, что на экзамене "спустит с него шкуру", если он не будет знать предмет. Короче, дала ему шанс. Она бережно относилась к кадрам.
Студент проникся, подтянулся, стал активно работать на семинарах- он не мог не оправдать доверия. За экзамен Юрка получил твёрдую "5".
Замечательная женщина и преподаватель считала рабфак необходимым атрибутом своего вуза.
Рабфак- рабочий факультет, от этого названия веяло революцией, первыми пятилетками. Бродя по коридорам старого здания в Подсосенском переулке, так и слышалось в эхе шагов задор первых комсомольцев, рабочих, крестьян и солдат идущих на штурм академических вершин в те незабываемые года первой половины 20-того века.
Стране были нужны специалисты. После гражданской войны республика лежала в руинах. Инженеры и технологи, другие технические специалисты одна часть разбежалась по "заграницам", другая часть погибла в лихой мясорубке тех лет, а третья часть затаилась словно гадюка под бревном, в ожидании возврата прежней власти и порядков, при первой возможности шипела и кусала, разбрызгивала свой яд вокруг- слово саботаж часто упоминалось в прессе тех годов. И только немногие буржуазные специалисты пришли работать в структуры молодого государства.
Некому было восстанавливать страну. Вопрос стоял категорически:" Или- или: или экономика и производство будет восстановлено, или республику задавят капиталисты!"- это была одна проблема, а вторая- куда девать миллионы уволенных из армии красноармейцев. Её решили с помощью создания трудовых армий и бросили на ответственные участки трудового фронта. Но чтоб ей командовать опять были нужны специалисты. Стране требовалась новая, рабочая интеллигенция, заряженная энтузиазмом молодости, жаждой построения будущего. Только обладающая бьющей неиссякаемой энергией молодёжь могла бы вздыбить отсталую, разрушенную, аграрную страну и двинуть её в светлое будущее, превратить в индустриальную, высокообразованную непобедимую Красную империю!
Вопрос подготовки нужных стране специалистов встал ребром!
Просто открыть двери университетов для вчерашних красноармейцев, рабочих и крестьян было недостаточно. Слабо подготовленные, необразованные молодые люди, даже имея, огромное желание осваивать новые специальности оказались не способны усваивать учебную программу.
Нужно было нестандартное решение, чтобы в науку хлынул поток "свежей крови". Так по решению наркомата Образования и по суровой необходимости текущего момента в стране появился Рабфак.
Кому в голову пришла эта гениальная идея, кто создал рабфак?
Профессор Павел Штернберг, астроном и большевик, на заседании Государственной комиссии по просвещению уже 20 апреля 1918 года, предложил создать подготовительные курсы для рабочих. В Московском институте народного хозяйства (ныне Российский экономический университет имени Плеханова, «Плешка») 2 февраля 1919 года был создан первый в стране рабфак при активном участии местных студентов и рабочих Замоскворечья.
Вот так, созданный в трудное время курс для рабочих, гулким эхом отозвался в жизни нашего Юрки в конце 1979 года, когда он переступил порог подготовительного отделения факультета химической и металлургической промышленности в Подсосенском переулке дом 20 строение 1.
Рабфак с распростертыми объятиями своих преподавателей принял вчерашних солдат и рабочих. Юрка появился в аудитории в конце ноября и был последним кого зачислили на рабфак, он, можно сказать, успел запрыгнуть в последний вагон поезда отправлявшегося в институт, так как занятия шли уже почти месяц. В группе было 17 человек, из них две девчонки: Люда и Валя, отработавшие на производстве, их предприятия полностью взяло на себя финансирование учёбы девчат, остальные были ребята, вчерашние военнослужащие: Сашки Шевченко и Дёмкин Александр, Ринат Юсупов- моряки(три года отслужили); Юра Степанов и Сашка Иванов и один киргиз- мотострелки; Женя Забойников и Коля Безручко- ВДВ, спецназ; Сергей Селькин рядовой музыкального взвода танкового полка, кларнет был его боевым оружием( за плечами Сергея Музыкальная школа с красным дипломом), Володя Мойкин и Виктор Мягких- связисты; Андрей Касин- стратегическая авиация, Сергей Очередько и сам Юрка- ПВО; Игорь Колодный- внутренние войска, рота почётного караула.
У каждого из ребят был свой путь на Рабфак.
Игорь Колодный(армейская кличка Дрёма ) пришёл в группу за два дня до появления в ней Юрки.
Игорь не сразу решил учиться. Он уже как год после окончания службы работал в Москве, когда два армейских друга предложили ему пойти через рабфак в институт.
Стройный, подтянутый, высокий, за метр 90 см. с усами, за что сразу получил кличку "усатый", служил в Роте Почетного Караула в Киеве. В свободное от занятий время рассказывал о своей службе, вернее о тренировках, растяжка у него была просто обалденная. Перед экзаменами по математике, ребята засомневались, что он вот так запросто может на косяк двери ногу поставить.
Вооот. Парни собрались в аудитории, дверь закрыли( она открывалась в коридор), Игорёк подошёл к ней и без разминки, на раз-два, поставил ступню правой ноги на косяк, причём нога была абсолютно прямая. И надо же такому случиться, что именно в этот момент преподаватель математики рывком открывает дверь, чтобы зайти в помещение. Игорь дергает ногой и ступня 45-того размера пролетает в пол- сантиметре от носа преподавателя. Мужик реально побледнел, а Игорь как рак покраснел. Посыпались извинения. Вроде инцидент был замят, но...
Лично Юрке была дана задача- извлечь квадратный корень из небольшого уравнения, плёвое дело. Преподаватель спросил:"Тройки хватит?" На что получил утвердительный ответ, поставил в зачётку "удовл." и отпустил на все четыре стороны. Группа успешно сдала экзамен по математике. У всех сложилось впечатление, что начало сдачи экзамена повлияло на степень сложности, задаваемых преподам задач. Так что Игорь поспособствовал группе в преодолении первого рубежа экзаменов.
Он вообще был интересным человеком: до призыва в армию, закончил индустриальный техникум, по специальности - технология керамики, практику в 1976г. проходил в Лобне, любил по выходным гулять на ВДНХ, зарабатывал неплохо по тем временам на Лобненском заводе строй керамики, занимался спортом, бегал 400 м с барьерами, в основном на первенстве Украины, один раз на чемпионате СССР выступил, но мест там не занял, был пятым- шикарный результат, если учесть, что человек был любителем.
Он вспоминает: «На рафбак я попал с опозданием. Так как с армии меня отпустили аж в ноябре. Служил в Киеве. Хотел первое время там же учиться. Да вот не сложилось. Мой друг служил в Москве. Нашёл этот институт и меня уговорил. Приехал я в Москву. Он меня встретил. Прошел я собеседование. Дали общагу в Реутово.»
Сергей Селькин- друзья привели. Он мог спокойно поступить в консерваторию, как никак за плечами музыкальная школа с отличием, плюс двухлетний опыт работы в школьном инструментальном ансамбле(тогда вокалист ВИА был фигурой среди молодёжи), но он выбрал институт Управления( не ошибся, со временем возглавил крупный государственный НИИ)
Андрей Касин- сам хлопотал о путёвке, ходил к командованию, выбивал как мог направление, собирался поступить в «Плешку», но туда не было направления, поэтому взял, что было- направление в МИУ им С. Орджоникидзе.
Другие ребята, кто будучи членом КПСС или отличником боевой и политической подготовки тоже не упустили свой шанс, были зачислены на Рабфак.
У Юрки возникла убеждённость, что только он оказался в этой компании случайно, по воли случая, прихоти судьбы, что ли. Но упускать такой подарок он не собирался, поэтому стал вгрызаться в гранит науки с не меньшим упорством, чем на тренировках, работая на снарядах, используя, выработанный ещё в школе, метод "плотного контакта", то есть постоянно задавая вопросы или сам отвечая на них в беседе с преподам.
Руководителем группы была преподаватель русского языка и литературы Зоя Васильевна. Милая женщина, 42-45 лет, одинокая, не имеющая детей. Она до слёз напоминала ему, его классную руководительницу, учительницу английского языка, в десятилетке. Такая же одинокая и бездетная, которой он даже написал из армии письмо, пытаясь объяснить причину нелюбви к ней учеников из подшефного класса( он как новый ученик сразу увидел своим "не замыленным взглядом" ярко выраженное неприятие старожилов к классному руководителю) из-за чрезмерной заботы к великовозрастным оболтусам. Нерастраченная материнская любовь к "деткам" этих женщин била из их душ мощным, неиссякаемым фонтаном, в основном отпугивая "недоразвитую" мелюзгу своей навязчивостью, сделать всем "хорошо". Юрке до щемящей боли в душе было жалко этих добрых, отзывчивых, но безумно одиноких женщин, у которых кроме работы не было больше ничего в их жизни( он считал всех женщин не имевших детей несчастными людьми и всеми силами пытался, хотя бы на уроках, сгладить чувство одиночества).
На уроках русского языка Зоя Васильевна просто расцветала. Ну, а когда она преподавала литературу у неё наступал праздник души, особенно если тема касалось Пушкина. Это была её беззаветная любовь. После пединститута, в далёкой молодости, с группой выпускников( конец 50-тых годов) она участвовала в экспедиции по Крайнему Северу. Прошла от Архангельска до Чукотки(правительство тогда уделяло немало внимания развитию местного населения). Специфика экспедиции заключалась в том, что местное население приходилось искать на бескрайних просторах Севера, кочевники. Порой только на вертолете можно было отыскать их стойбища. И когда десант высаживался прямо у чумов, яранг и прочих жилищ, её первый вопрос к аборигенам был:"Кого они знают из русских писателей?" И когда она пересказывала всё это и сообщала ответ якута, тунгуса, чукчи: "Знаем! Пуськин!"- Зоя Васильевна вся светилась.
Пушкин был непреходящей звездой, светилом, не иссекаемым источником жизненных сил для неё.
"Пушкин это поэт любви. Он писал только когда любил, а любил он всегда. Все стихи были посвящены его пассиям или написаны при вдохновении от мыслей о них( как бы между прочим, мимолетно, упомянув о его 130 любовницах) . Его стихи словно тропинка, бегущая сперва по полю, потом сворачивающая в лес, петляющая мимо вековых сосен и выбегающая на солнечную полянку, где на разноцветном лужке беззаботно кружатся стрекозы, пьют цветочный нектар бабочки, дикие пчёлы- труженицы, сердито гудя, облетают цветок за цветком. Так и хочется окунуться в этот первозданный мир идеальной рифмы великого поэта"- делилась своими мироощущениями преподаватель.
Как странно всё в этом мире: прошло уже почти "тысячу" лет с того времени, а вот тот тёплый свет исходящий от Зои Васильевны Юрка запомнил. А что Пушкин был "ходок" для него было откровением. Хотя через 40 лет при посещении усадьбы Бёрново он получил подтверждение правоты этих утверждений: поэт посещал деревню Малинники, наведываясь в гости к местным жительницам. Будет неудивительно, если в той деревни обнаружатся потомки поэта.
А вот с Лермонтовым у неё были сложные взаимоотношения. "Очень сложный, тяжёлый поэт. Однолюб. Читаешь его стихи и ощущение такое, что ты сидишь на берегу Невы, а над тобой опускаются чёрные тучи, давленье подает в преддверие бури, уже видны всполохи молний, становиться нехорошо, ощущение былинки заставляет искать опору. Ты опускаешь свой взгляд вниз, чтоб ощутить твердь, а глаза цепляются за воду, мимо тебя, с отвратимой неизбежностью беды, текут свинцовые воды, лениво переваливаясь волнами, вспыхивая серебром во время удара молнии. Вода прибывает. С каждой минутой она всё ближе и ближе подступает к твоим ногам. Спасенья нет. Не хватает кислорода- ты задыхаешься"- преподаватель делится своими ощущениями от Лермонтова. После таких слов в аудитории реально становиться темней.
Чтобы более выпукло подчеркнуть различие поэтов и учитывая, что перед ней вчерашние солдаты, она приводит пример двух батальных сцен: из "Полтавы" и "Бородино"- два гениальных произведения двух великих русских поэтов(решив взбодрить память(в седьмом классе как никак изучал) был немало удивлён содержанием "Полтавы", поэтому решил добавить свои комментарии, чтобы заострить внимание, как перекликаются те давние события с сегодняшним днём) : Отойдём от лирики и вернёмся к проблемам нашего рабфаковца.
Русский язык для Юрки был бурной рекой, почти на сто процентов способной утянуть его "с концами в омут". Ахиллесовой пятой была природная неграмотность. Безграмотность по русскому языку- бич в его учёбе.
Опытный педагог после второго диктанта раскусила его природный недостаток. Поэтому почти на каждом уроке вызывала к доске. Всё повторилось- у доски он получал "пять", за диктант "два".
Чтобы исправить отрицательную тенденцию, они стали заниматься дополнительно. Но всё было напрасно.
Зоя Васильевна видела, что парень старается, тянется, но природу не перебить, патологическая невнимательность губила все её старания.
А выпускной экзамен по русскому языку- сочинение, приближался с неумолимостью удушающей хватки удава.
Парня надо было спасать. Преподаватель изменил тактику подготовки: заставлял его писать отдельные фрагменты диктантов, изложений и сочинений, а за тем показывала как надо резать длинные предложения не искажая сути написанного. Короче, она учила его рубить свои мысли, чтобы избежать опасных оборотов в предложениях.
На кануне праздника "День рождения пионерии"(19 мая) для студентов Рабфака наступил "момент истины"- сочинение, последний рубеж перед первым курсом. Экзамен должен был пройти в огромной аудитории в новом корпусе института. Рабфаковцев оказалось так много, что едва хватило всем места.
Зоя Васильевна стоя на входе в зал, смогла перехватить Юрку, когда тот пытался забиться в центр ряда на галёрке, она буквально за штаны выдернула его и увела на четыре ряда ниже, посадив с самого края, рядом с проходом.
Обречённо, парень разложил чистые листы бумаги и стал изучать предложенные темы сочинений.
Определившись, он стал писать, помня наставления, рубил, резал предложения, старался больше употреблять знакомых слов, по слогам перечитывая написанные слова. Всё шло хорошо. Зоя Васильевна проходя мимо парня, словно орлица кружила над ним, читая написанное. Через полчаса внимание Юрки стало давать сбой. Он перестал воспринимать написанное. Нет, тему ему удалось раскрыть, а вот с грамматикой была беда- он не видел ошибок в словах. Зоя Васильевна уловила критический моменты. Подошла к парню и стала читать написанное. Обнаруживая ошибки она пальчиком стучала по слову, ногтём указывая ошибку. У Юрки словно пелена спала с глаз и он моментально обнаруживал элементарные ошибки.
Сплочённый тендем довёл экзамен до приемлемого результата: по литературе была твёрдая "4", а по- русскому- "3". Экзамен сдан.
С физикой получилось ещё интересней.
Когда настала его очередь, когда крик "следующий" затих в коридорах здания, Юрка решительно рванул дверь аудитории на себя и вошёл вовнутрь. Твёрдым шагом, с которым идут на расстрел, он направился к преподавателю. Его появление вызвало некоторый переполох у абитуриентов. Физик тоже был слегка шокирован видом последнего: заплывший глаз, играющий всеми цветами радуги, но в основном иссини жёлтым цветом. Особое место в угловатом парне занимала его шевелюра, вернее её отсутствие. Он был абсолютно лысый с припудренной черепушкой, да ещё местами порезанной безопасной бритвой, словно с него всю ночь пытались снять скальп индейцы.
Перед самим экзаменом у Юрки разгулялись нервы, а с армии у него была привычка - когда надо было подвести черту/ итог прожитого, он всегда стригся на лысого, как бы обрубая прошлое. Обычно он это делал в парикмахерской, а тут, как назло, вечером, у него появилось желание подвести очередную черту в своей жизни. Основная роль в экзекуции пала на его сестру( она долга отбрыкивалась от такого доверия, но загнанная в угол и, под напором неотразимых аргументов, сломалась). Сперва были применены портняжные ножницы, подвергшие шевелюру грубой обработки, потом медицинские, позволившие после себя пустить в ход главное орудие - безопасную бритву фирмы "Нева". Доморощенный брадобрей орудуя бритвой против шерсти постоянно верещал, высказывая в слух, что она думает о брате, себе и о бритве, которая с трудом, но скребла по голове лишая его волос. После того как смылась пена, парикмахерша задумчиво заметила, что вместе с волосами голова лишилась части кожи( слегка оскальпировала брательника- бывает). "Для дезинфекции надо раны залить одеколоном"- решила она. Брат дал "добро" ! После обработки, его голова запылала. "Блин, кожа сгорела, что делать?" - поразилась она увиденным. С головы посыпались частички кожи. "Надо запудрить голову, всего делов-то!"- решил семейный совет. Жирно припудрив объект обработки родственники разошлись по комнатам. Утром процедура с пудрой повторилась, после чего хозяин головы отправился на экзамен).
Вид абитуриента, направляющегося к столу, шокировал преподавателя. Что делать с непонятной личностью тот не знал. Придя в себя, скромно спросил:"Какой из законов физики товарищ знаете?" Юрку выручил его козырной закон: "первый закон Кирхгофа", о чём он доложил преподу и сразу его продекларировал. "Тройки хватит?"- спросил последний и получив утвердительный ответ с облегчением записал в заточке "удовл." и отпустил парня.
Рабфак закончен. Экзамены сданы. Здравствуй институт! Из переписки: Юра, привет! Вот решил прислать тебе список с кем мне пришлось в свое время жить и учиться на рабфаке. На рафбак я попал с опозданием. Так как с армии меня отпустили аж в ноябре. Служил в Киеве. Хотел первое время там же учиться. Да вот не сложилось. Мой друг служил в Москве. И нашёл этот институт и меня уговорил. Приехал я в Москву. Он меня встретил. Прошел я собеседование. Дали общагу в Реутово. Там я жил в одной комнате со Славой Симагиным. Разговор его напоминал деда Щукаря. Не любил когда я в борщ добавлял перец. С нами в одной комнате жил Юра Федосеев. Интересный малый. Но он женился и бросил учиться. Женя Забойников ещё. Его ты знаешь. У него был друг Коля Безручко. Служили в армии в спецназе. Сергея Селькина ты помнишь. Виктора Мягких тоже наверное помнишь. Любил перед экзаменами сочинять музыку. Ну и естественно на экзамен забивал. Два раза его спасал Сергей Очеретько. Договаривался с преподавателями. Он сдавал. Юра Степанов ещё. Он служил в Афгане. Был ранен в бедро. Сам я служил в Роте Почетного Караула в Киеве. Закончил техникум индустриальный. По специальности - технология керамики. Практику в 1976г. проходил в Лобне. Любили по выходным гулять на ВДНХ. Зарабатывали неплохо по тем временам на Лобненском заводе стройкерамики. В свое время занимался спортом. Бегал 400 м с барьерами. В основном на первенстве Украины. Один раз на СССР. Но мест там не занял. Был пятый. Но вот в институте на первом курсе выиграл первое место по ГТО. А в 60 лет опять сдал на золотой значек. Если ещё что-то вспомню напишу. С огромным приветом. Игорь. Он же Дрёма ( армейская кличка).