Найти в Дзене
Молодость в сапогах

Европа... Что тут говорить...

О нарушении правил войны германскими и австрийскими армиями

Б.Григорьев

По материалам журнала «Русская старина», том 163 за 1915 год.

В 1915 году Россия передала нейтральным странам памятную записку, в которой содержались сведения о грубом нарушении войсками Германии и Австрии законов ведения войны с Россией. Записка, без всяких дипломатических околичностей, сразу начинает перечислять по пунктам эти нарушения.

1. Изувечение и добивание раненых

Основываясь на многочисленных показаниях раненых, записка приводит факты, свидетельствующие о том, немецкие солдаты неоднократно приканчивали раненых, оставшихся на поле сражения. Такие варварские и гнусные поступки имели, в частности, место в Восточной Пруссии в августе-октябре 1914 года как минимум после 14 сражений (называются даты и конкретные места боёв). Немцы не стеснялись это делать на глазах наших военных, покидавших поле боя, но в большинстве случаев они хладнокровно и аккуратно делали свое черное дело по окончании сражений, либо убивая, либо нанося раненым дополнительные увечья. Сведения эти получены от наших раненых воинов, притворившихся мёртвыми и избежавших резни.

Так 16 августа старого стиля у Фридланда были найдены тела двух русских офицеров-кирасир, у которых глаза были проколоты штыками. В середине августа у Маргграбова было найдено тело казака, которому в горло был вбит кол. 16 октября у деревни Маркевкен были найдены тела офицера Архипова и двух солдат, у которых были выколоты глаза, отрезаны носы и искалечены руки. Также в середине августа в одной из деревень у Сувалок было найден тело казака с отрезанными ушами и носом и со снятой со спины кожей.

Известны и случаи, когда немецкие санитары, вместо оказания раненым помощи, пристреливали их из пистолета (солдат Смердов, 7 августа, Гумбинен; полковник Ланг, 11 августа, Орлау). Более подробные сведения на этот счёт содержались в приложении к записке.

2. Убийство русских пленных

К этим жестокостям были причастны и немецкие, и австрийские войска. Один из подобных случаев был зафиксирован русским офицером, находившимся 29 августа в разведке у д. Ментурин недалеко от Бенткенена. Другие случаи сообщены убежавшими от расправы русскими солдатами 28 августа у Мазурских озёр и 4 сентября у Инстербурга во время отступления от Тильзита.

Особой «любовью» у немцев пользовались наши казаки. Известен приказ командира 3 эскадрона 5 кирасирского полка фон Модейски о том, чтобы вешать каждого пленного казака, и известно также, что во исполнение этого приказа в м. Лайпуны были повешены два казака. Двое польских крестьян рассказали, как 18 сентября в д. Саенки Сувалкской губернии немцы живьём сожгли русского казака.

4 пленных казака 12 августа были расстреляны австрийцами у Монастыржицка.

У д. Хилички два русских офицера на территории бывшего германского лагеря обнаружили останки сожжённого русского стрелка. Оставшиеся несгоревшими ноги были связаны верёвками. Капитан Оболенский, попавший 13 августа в плен к австрийцам с остатками своей роты, был расстрелян (см. приложение).

3. Изменническое нападение гражданского населения на русские войска

Записка приводит многочисленные факты стрельбы, в том числе, разрывными пулями, которым подвергались русские войска при нахождении или прохождении их через населённые пункты Восточной Пруссии, что является нарушением ст. 2 Приложения к Гаагской конвенции (прилагается фото разрывных пуль).

4. Посягательство германских и австрийских войск на мирное русское население

Данное преступление является нарушением Гаагской конвенции 1907 года (Раздел 3 «О военной власти на территории неприятельского государства»).

Согласно официальным расследованиям, 22 июля прусский комендант г. Калиша Прейскер без всяких оснований приказал расстрелять несколько жителей города. Так сборщик податей г-н Соколов был расстрелян за то, что перед приходом немцев, согласно инструкций министерства финансов России, уничтожил наличность кассы. Его печальную участь разделили несколько городских стражников и запасников, а также мясник, который не смог предъявить немцам требуемого ими количества мяса. Стражник, подстеливший под голову заколотого штыками городского головы Буковинского, был также расстрелян.

31 июля (13 августа) двое прусских драгун в деревни Словики Сувалкской губернии жестоко пытали, а затем убили православного священника Пессиса и пытались убить католического прелата Ивана Стрымовича. Сувалкский губернатор донёс, что 28 июля прусские драгуны вторглись в дом сторожа Абакумова в д. Сударджи и убили его, распоров живот штыками и раздробив руки.

В г. Калише немцы взяли в заложники нескольких должностных лиц и увезли их в Германию. В конце августа австрийские войска увезли с собой примерно 500 человек из д. Мальчицы и нескольких священников из соседних деревень. При занятии Тауроггена немцы взяли в заложники нескольких граждан и под предлогом работы в Красном Кресте увезли с собой всех здоровых женщин.

Отступая от Вислы, немцы, покидая деревню Горбатки, заперли нескольких крестьян в избе и предали его огню. В начале августа австрийские солдаты в д.д. Маково и Чатава изнасиловали нескольких женщин. В тех же деревнях австрийские военные, в нарушение ст. 44 Гаагской конвенции, прибегали к насилию в отношении священников, пытаясь получить от них сведения о русской армии.

5.Употребление разрывных пуль

С достаточной достоверностью русской стороной установлено использование немцами и австрийцами разрывных пуль. В д. Лазенках в окрестностях г. Немирова был обнаружен склад с 10.000 разрывными пулями с клеймом, указывающим на их изготовление в Австрии. 8 декабря при взятии г. Перемышля русские войска нашли 2 австрийских пулемёта с заправленными в них лентами, заполненными разрывными пулями.

К записке по этому пункту прилагаются заявления 16 австрийских офицеров, протестующих перед своим правительством о применении австрийской армией т.н. пуль типа дум-дум. Второе заявление подобного типа было подписано позже ещё 8 офицерами.

6. Осквернение, поношение и ограбление церквей

В записке содержится упоминание о протоколе следственной комиссии под председательством эскадронного командира Дирина о состоянии церкви в д. Граево после ухода оттуда немцев 11 октября 1914 года. Из протокола явствует, что ценные украшения икон Граевской православной церкви были сняты, все кружки и ящики были взломаны, иконы сорваны и брошены на пол, священные книги и свечи валялись тоже на полу, подсвечники и лампы сорваны со своих мест и частью унесены, все стёкла были разбиты, а принадлежности алтаря разграблены. В Граевской католической церкви были унесены восковые свечи, а стеклянные – разбиты. Немецкие солдаты провели в ней ночь, ужинали и курили в ней, а лошадей своих завели в здание колокольни. Православная же церковь 4-го Драгунского полка была полностью разграблена и подверглась разрушению.

Из протокола, составленного 19 сентября 1914 года и подписанного католическим священником Славянисом и военными лицами 20 армейского корпуса, следует, что католическая церковь в Красном Сувалкской губернии подверглась участи, подобно Граевской (размещение немецких солдат и лошадей, пьяные попойки и игры в карты в церкви). Но в данном случае немцы «отличились» ещё и тем, что похитили ценную утварь, поломали орган, мочились в кропильницы, испражнялись у амвона. Жалоба, принесённая Славянисом немецкому генералу, никаких последствий для нарушителей не имела.

Австрийская военщина нисколько не могла уступить своим «братьям по оружию» и осквернила и разграбила церковь в д. Тополча, разместив в ней сначала своих раненых, а при уходе осквернив её своими испражнениями и унеся с собой часть утвари. Записка приводит в отношении церквей ещё несколько аналогичных эпизодов с обвинениями и немецких, и австрийских солдат и офицеров.

7. Нарушение Женевской конвенции

В Приложении к записке содержатся факты нарушения германскими властями положений Женевской конвенции 1906 года в отношении русских военнопленных. Кроме перечисленных выше грубых фактов о нарушении ими правил ведения войны, записка приводит факты бомбёжки с воздуха и путём артиллерийского обстрела русских санитарных отрядов, несмотря на наличие у них флагов Красного Креста.

8. Вероломства в нарушение ст. 23б Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны

28 ноября 1914 г. немецкие войска во время атаки русских позиций в районе Ловича использовали белый флаг, чтобы приблизиться к траншеям.

15 сентября того же года одна немецкая часть в окрестностях д. Ивашки имитировала сдачу в плен, а когда рота 16-го Финляндского полка приблизилась к ним, немцы открыли огонь.

Аналогичный случаи с ложным использование белого флага имели место 19 сентября близ д. Вально в виду батальона 10-го Финляндского полка, в результате чего был убит полковник Турчанинов, и 7 августа 1914 г. (д. Серен близ Инстербурга, Кутаисский и Имеретинский полки).

Комментарии, как говорится, излишни.

О гнусных преступлениях немецкой, да и европейской военщины вообще свидетельствует вся современная история наших войн с ними. Русофобия.