Добрый день, дорогие друзья!
Россия с ее более чем тысячелетней историей и площадью территории чуть меньше размеров Южной Америки, продолжает привлекать внимание и будоражить остальной мир новостями, которые происходят вокруг нее и в ней самой. Что же такое Россия и кто такие русские – на эти вопросы пытаются найти ответ на протяжении столетий, от первых заморских купцов, посетивших владения русских князей, до экспертов, пытающихся предсказать будущее и понять настоящее этой страны в своих аналитических заметках.
Пытаются понять и раскрыть образ России и разработчики исторических стратегий, встраивающие нашу страну в свободно генерируемые варианты альтернативной истории или приблизительно соответствующие действительному историческому повествованию.
Попробуем отследить, как на протяжении долгих лет геймдизайнеры отвечали на вопрос – что такое Россия? Предлагаю в качества обзора творение Сида Мейера и его студии – игру Civilization.
Серия игр Civilization (Цивилизация) – это глобальная 4X
(англ. eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate — изучай, расширяй, эксплуатируй, уничтожай) стратегия, разработанная компанией Firaxis, в которой игроку представляется возможность управлять цивилизацией на протяжении всего исторического времени – от каменного века до современности.
Россия представлена здесь как одна из выбираемых цивилизаций, за которые можно сыграть партию. Российская культура представлена в виде таких чудес, как Эрмитаж и Собор Василия Блаженного и Спасская башня (в IV части объединенных под названием Чуда Света «Кремль», в V части эта ошибка была исправлена). В качестве аватара-лидера державы, предводителем России выступают Петр Великий (Civ IV, Civ V), Иосиф Сталин (Civ I, Civ IV), Екатерина Великая (Civ II, Civ III, Civ IV, Civ V), Владимир Ленин (Civ II). Главными цветами России, отмечающими границы владений игрока и позволяющими отличать ее юнитов от юнитов других стран, выступает белый (Civ II), красный (Civ IV), желтый/золотистый (Civ V, VI). Уникальным подразделением России являются казаки (с момента введения уникальных отрядов в Civ III и далее). Уникальным зданием/районом в Civ IV (c дополнением Warlods) отмечены Научно-Исследовательский Институт (НИИ), в Civ V - Острог, а в Civ VI стала Лавра. В Civ V в качестве стартового географического пояса является тундра, или за отсутствием ее, регион с холодным климатом.
Искусственный интеллект, оппонирующий игроку в одиночной игре, обладает определенным характером. Так, чаще всего, почти все лидеры России, о которых мне известно, представляются склонными к расширению своих владений. В III части, если верить Википедии, ИИ Екатерины Великой помимо экспансии отдает предпочтение развитию науки. В IV части каждый лидер имеет характерные черты, как помогающие игроку при прохождении игры, так и определяющие действия ИИ, если Россией управляет этот лидер: так, Петр Великий – философ и экспансионист, любимая парадигма (вид управления в одной из сфер жизни государства) – бюрократия; Екатерина Великая – меценат и империалист, любимая парадигма – наследное правление; Иосиф Сталин – полководец и хозяйственник, любимая парадигма – государственная собственность.
В IV части есть исторический сценарий Rhye’s and Fall of Civilization, посвященный историческому процессу. Здесь и набеги варваров, и географические открытия, распад и возрождение империй, а также смена одной империи на другую. Здесь игрок, выбирая цивилизацию, начинает игру в примерно во времена ее появления в реальной истории на месте, где были основаны ее первые города. Игроку дается три задания, завершив которые раньше соперников, игрок побеждает. Для России одно из них колонизировать Сибирь до 1700 г. (построив в этом регионе три города, это условие работает и для заданий других стран, связанных с экспансией).
В IV части, как пишет Википедия, также есть некий сценарий Broken Star. Действие игры переносится во времена гипотетической гражданской войны в России, где игроку, чтобы объединить Россию, предлагается взаимодействовать с ее ключевыми соседями – Китаем и США. Честно говоря, я не играл, но, если кто-то проходил этот сценарий, напишите, как вам.
Подытоживая, скажем, компьютерные игры (как и жанр стратегий, в частности) – это продукт современной массовой культуры и поэтому те уникальные особенности, стереотипы, какие-то исторические события и деятели, оставившие отпечаток в сознании западного обывателя – основного потребителя и пользователя данного продукта – будут перенесены и в игры. Цветами России, являются белый и красный, как отсылка к советскому прошлому России, гражданской войне и временам монархии (белый цвет в XVIII-XIX вв. был символом властных институтов, легитимность которых была основана на божественном праве), желтый/золотистый, как намек на государственный флаг Российской империи во второй половине XIX в. и на позолоченные интерьеры царских резиденций.
В каждой серии игр, мы можем увидеть казаков, образ которых засел в сознании европейцев еще со времен захода этих вольных кавалеристов в Париж в 1814 году, Екатерину Вторую, олицетворяющую образ вестернизированной Матушки-России в виде молодой девушки и женщины в роскошном платье (прим. авт. – будто некий подсознательный образ идеальной России для Запада, играющей признанную и желанную роль в концерте мировых держав), Сталина, крепкого хозяйственника, встретившего по словам Черчилля Россию с сохой, а оставившего с атомной бомбой (поэтому вместе с этим лидером пришло уникальное здание в виде НИИ). Таково представление о России в этой примечательной культовой серии глобальных стратегий Civilization.
P.s. Хотелось бы найти время и написать об образах России и в других стратегиях, необязательно всевременных и универсальных, но точно исторических или фэнтези, где частично присутствует исторический компонент. Humankind, Total War, Казаки и т.д. а также стратегии, которые еще не вышли, но где уже можно понять, что представится возможность сыграть за нашу страну!