Я лично глубоко убежден, что полеты в космос экипажей и грузовые доставки должны выполняться разными способами и технологиями. О пассажирских перевозках мы поговорим в отдельной теме, а что касается грузов, то поговорим сейчас.
Вот на рисунке приводится далеко не полная линейка ракет-носителей. Очевидно, не хватает китайских ракет и ракет компании Space X. Ну, Бог с ними, с китайцами, но без творений Илона Маска любая статья неполноценна, как у клирика проповедь без ссылок на священное писание.
И что хочется отметить. Вроде бы, каждый новый тип ракеты-носителя должен нести что-то новое. А здесь налицо некоторый конструкционный кризис. Только Space X реально смогла продвинуться, обеспечив многоразовость для первой ступени. И это, безусловно, выдающееся достижение. Благодаря этому Space X смогла завоевать лидирующие позиции в мире по коммерческим запускам. Ну, ещё, происходит некоторая игра с выбором топлива. Отказываемся от токсичного гептила, переходим на керосин и кислород. Сейчас в моде метан и кислород — что значительно перспективнее, так как метан, в отличие от керосина, возможно, получить и на Луне и на Марсе — а где вы найдёте на Марсе керосин? Однако, все ракеты, действующие сегодня, и даже перспективные, имеют неизменные конструктивные принципы со времен фон Брауна и Сергея Королёва. И, соответственно, для увеличения грузоподъемности ничего не остается как, увеличивать количество и размеры химических двигателей.
Конечно, возможно ещё выше поднять температуру и давление в камерах сгорания, но тут и так всё почти на пределе технологических возможностей и материалов.
Однако, все таки, кое-что можно придумать — и об этом будет в следующей статье.