Генеральный директор «ВКО АВИАТЕХ» о потребностях отрасли и инструментах для достижения результата.
Александр Криничанский работает в авиастроении почти всю сознательную жизнь. Он возглавляет компанию «ВКО АВИАТЕХ», которая занимается техническим обслуживанием и ремонтом воздушных судов, в том числе, в московском аэропорту «Внуково». Ранее Александр Криничанский состоял в руководстве авиакомпании «Трансаэро». После открытой лекции для студентов института авиационной и ракетно-космической техники Самарского университета им. Королёва он согласился ответить для нас на несколько вопросов.
- Александр Александрович, почему самолеты?
- В авиацию я попал совершенно случайно. Это было в 90-ые годы - время экономически нестабильное, когда все активно искали себя. У меня высшее военное специальное образование, окончил Военный Краснознаменный институт Минобороны РФ. Авиация меня зацепила. Самолет - это верх технологического развития человечества, какое количество знаний, технологий должны объединиться, чтобы эта «железная птица» была надежной и долго летала!
- Чем занимается «ВКО АВИАТЕХ»?
- Ключевая задача, которую решает «ВКО АВИАТЕХ» - это поддержание систем летной годности вверенного ей авиапарка. За последние 30 лет в отрасли сформировалась устойчивая философия, которая не приемлет компромиссов с поддержанием летной годности. Эта философия зиждется на системе обучения, контроля, - как первичного, вторичного, так и третичного. До сих пор рассчитываются все коэффициенты вероятности развития отрицательного события. Любые отклонения от этих коэффициентов мгновенно обсуждаются - это называется предикативное поддержание летной годности. Более того, Россия перешла на предикативные системы поддержания летной годности давно. Поэтому летать на отечественных самолетах - безопасно. Мощный фундамент, который был заложен в отрасли в середине 90-ых годов, обеспечивает стабильную работу авиации до сих пор. В авиации сохраняются и передаются новым поколениям авиаинженеров лучшие традиции, которые позволяют нашему авиастроению быть надежным. Мы так воспитаны, отрасль так выстроена. Я, например, крепче всего сплю, когда летаю.
- У «ВКО АВИАТЕХ» есть сертификаты на техническое обслуживание Boeing и Airbus, а также на российский самолет «Сухой Суперджет». Что ремонтировать в условиях импортозамещения стало сложнее?
- Все одинаково сложно. Если возникают какие-то уникальные проблемы, к ним ищутся уникальные решения. Просто «Сухих», которые мы очень любим, не успели построить такое количество как Boeing и Airbus. И если как обслуживать и ремонтировать Boeing и Airbus нам давно понятно, то вот с «Сухим Суперджетом», у которого 872 иностранных компонента, мы решали интересные задачи.
Мы разрабатываем технологии ремонта, альтернативные запчасти, чтобы в дальнейшем поддерживать эксплуатацию авиационной техники. Наша компания самостоятельно разработала технологию ремонта шасси, и я очень горжусь нашими инженерами и технологами, которые смогли доказать, что примененное ими техническое решение было правильным, повышающим надежность эксплуатации. Более того, ремонт шасси «Суперджетов» мы освоили первыми в стране.
- В сентябре 2023 года «ВКО АВИАТЕХ» и Самарский университет им. Королёва подписали соглашение, согласно которому вуз займется разработкой и изготовлением стендов для испытаний и проверки надежности компонентов авиационной техники.
- Да, Самарский университет им. Королёва - первый из образовательных центров, с кем мы планируем осуществлять такое сотрудничество. У вас кладезь знаний и умений.
- В столицах тоже есть вузы авиационной направленности.
- Самара нам нравится больше. Самарский университет им. Королёва по итогам объединения стал кросс-платформенным и кросс-предметным. В городе есть авиационное предприятие «Авиакор», где строили «Ту-154», - а это уже определенная культура практического знания, которую сложно изжить.
- Что вы ждете от университета?
- Попытаюсь объяснить на пальцах. В составе «ВКО АВИАТЕХ» есть, в том числе, конструкторское бюро, где разрабатывают технологию ремонта сложных авиационных компонентов. Но, как известно, в авиации все подлежит доказательству и тестированию. И для того, чтобы придумать каким образом протестировать функционал той или иной авиационной детали, - нужен огромный пласт знаний.
Мы намерены поручить университету рассчитать стенд для правильного теста ремонта двигательного клапана - для понимания, за этим стоят три кандидатских диссертации. Помимо этого мы просим предложить и конструкторскую разработку, потому что любую теорию можно реализовать множеством способов. Университет занимается такой работой для других предприятий отрасли, мы заинтересованы в том, чтобы вуз проводил ее и для нас.
Начнем, как я уже сказал со стенда, с помощью которого можно испытывать двигательные клапаны. При испытании каждого клапана нужно продуть до 1 тысячи кг в минуту нагретых до 450 градусов, - это безумно сложно и для этого необходимо очень серьезное техническое знание. Мы уже обсудили эту тему со специалистами профильной кафедры университета.
Далее мы будем заказывать испытание элементов, требующих очень глубокого знания термодинамики, технологических процессов. Мы будем вкладывать средства компании в создание таких стендов.
- Какие специалисты «ВКО АВИАТЕХ» и в целом авиационной отрасли требуются именно сейчас?
- Прежде всего, нам нужны конструкторы, технологи и испытатели. Текущий дефицит по инженерно-техническим специальностям в России составляет 30%. И если сейчас студенты выбирают для себя техническую специальность - они уже победители. Потому что в первой половине 21 века ничего более ценного, чем техническая специальность - нет. Кроме того, сейчас крайне ценны практические навыки. Первое, что я спрашиваю на собеседовании у молодых людей - «а что вы умеете делать руками?»
- Да, авиация - отрасль очень непростая…
- Авиастроение - сфера безумно ответственная и сложная. Но возможности для реализации себя, для творческого порыва, для построения карьеры именно сейчас просто бесконечны!
Сегодня время стартапов, если 2-3 умных студента объединились вокруг хорошей идеи, есть огромная инфраструктура для поддержки таких идей. Это и «Сколково», и различные акселераторы, и эндаумент-фонды - все эти структуры смотрят - горят ли у молодого человека глаза, что за идею он предлагает, насколько верит в нее и в себя. И если идея стоящая, то с большой вероятностью появятся условия для ее воплощения. Повторю, сейчас потрясающее для этого время.