Презентация новой серии интеллектуальной фантастики от издательства АСТ. Участники - писатели Виталий Чижков, Георгий Панкратов и Мира Тернёва.
Сначала авторы презентовали свои новые книги: «Каисса», «Севастополист», «Шуньята под соусом демиглас». Затем прошла дискуссия на тему о чем должна предупреждать современная фантастика и как этот жанр может повлиять на моделирование общества.
Выжимка с презентации книг и дискуссии читайте в этой статье😎
Виталий Чижков "Каисса", роман написанный в жанре кибер-панк и городского фэнтази. Действия развиваются в России, в городе Тверь 2035 года. Партия Равенства, пришедшая к власти, под предлогом обеспечения безопасности в стране ввела глобальную цифровизацию, тотальное видеонаблюдение, чипирование граждан и социальный рейтинг. Весь массив информации обрабатывает искусственный интеллект Каисса, разработанный гениальным ученым Платоном Девонским. Каиссу пытается взломать хакер Аркат Ли, и его сажают в тюрьму на 25 лет. Там он придумывает сюжет фэнтезийного романа про войну между Демоном и одноруким Ангелом. Но по неведомой причине эти персонажи воплощаются в реальных людей, а значит, грядет битва, которая перевернет весь мир.
«Севастополист» роман Георгия Панкратова, в котором действия происходят в вымышленной реальности. Город Севостополист имеет мало отношения к реальному Севастополю, но всё же пересечения между ними есть (это становится понятно ближе к финалу). Это приключенческий, фантастический роман, в котором есть двухэтажный город, в котором люди живут благополучной, размеренной жизнью. Есть особенность, этот город невозможно покинуть. На отшибе находится высоченная башня, в которую периодически приглашают горожан, но оттуда ещё никто не возвращался. Считается, что туда могут попасть только избранные. Пятеро друзей получают приглашение переселиться в Башню и начать там новую жизнь. Молодые люди давно томятся скукой родного города и мечтают найти ответы на свои вопросы о мире. Они с радостью поднимаются в Башню, хотя знают, что ни один из них оттуда не вернется.
«Шуньята под соусом демиглас» Миры Тернёвой переносит читателя в реалити-шоу, созданное и срежиссированное Майей. Некоторые называют его компьютерной симуляцией, другие — видеоигрой, третьи — сном, но суть остаётся неизменной: всё происходящее иллюзорно. Осознав, что его жизнь не более чем фарс на потеху публике, Реми заключает сделку с Майей и отправляется разыскивать Брахмана — человека, способного подарить освобождение. Впрочем, не стоит обольщаться: пройти все испытания и остаться в живых не так-то просто.
Модератор Александр Ломов: Говорят, что фантастика должна предугадывать, прогнозировать и предупреждать об особо опасных сценариях развития человеческой цивилизации, согласны ли вы с этим утверждением и о чем бы вы хотели предупредить в своих книгах?
По мнению Виталия Чижкова основная опасность таится не в новых технологиях, чипах, дронах и глобальной слежке, а в людях и их внутренних демонах.
Георгий Панкратов рассказал, что в своём романе он не делал акцент на предупреждение всему человечеству, скорее хотел напомнить, что всё в мире циклично, и что всегда происходит одно и тоже, только декорации меняются. Всегда есть возможность выбора, всегда есть искушение, и у каждым выбора есть своё последствие.
Мира Тернёва считает, что даром предсказания и прогнозирования обладают единицы. В том числе и писатели. Она себя к таким писателям пока не относит.
Модератор: фантастику обычно определяют, как вымысел, то, чего не может быть. А как вымысел может влиять на развития общества?
Чижков: «Наши морально-этические нормы не догоняют развитие технологий. Чтобы запустить общественную дискуссию, должны быть выработаны соответствующие правовые нормы. Задача писателей-фантастов строить гипотезы, предупреждения об опасностях, прогнозировать возможные развития будущего и тем самым вырабатывать культуру, запустив общественную дискуссию».
Панкратов: «Мне кажется, что литература вымыслов, также, как и другая литература наверно может влиять на общество одним способом, стараться влиять на конкретного читателя, а не на всё общество. То есть, есть у тебя один читатель, ты разговариваешь напрямую с ним. И этот процесс внутренний, который побуждает в человеке чтение любой твоей книги, это и есть наверно самое ценное. Это в нём прорастает, начинает жить собственной жизнью. Мышление человека как-то начинает меняться, когда он твою книгу читает. Так через читателя это влияет на общество в целом. Мне кажется, что самое главное, что человек начинает думать пока читает книгу».
Тернёва: «Фантастика такой же вымысел, как и например литература реализма. Вымысел помогает нам выйти за приделы некой обыденности, посмотреть на всё другими глазами».
Модератор: Виталий, Вы позиционируете свой роман жанра дейтапанк, поясните, пожалуйста, что это за жанр.
Чижков: «Дейтапанк - это такой специфический жанр, кибер-панк про данные. Этот жанр открыл не я, но объяснил почему он так называется. Роман «Каисса» про данные, про развитие идей в обществе, про пропаганду. А вообще дейтапанк, это перспективный жанр, который назрел, это темы про цифровые кладбища, про всякие чипы и воспоминания, это же всё про данные. Есть такое убеждение, что 92% данных появились в последние пару тройку лет. Наши данные используют корпорации, государство, мы сами иногда не понимаем где мы, а где наши данные. И общество не всегда понимает где мы, а где наши данные. Мы так легко оперируем какой-то там информацией, например, число погибших где-то от чего-то, но сами уже давно забыли, что за этими данными живые люди стоят. Мне захотелось написать в том числе про это.
Идея дейтапанка само интересное. Откуда у нас все идеи появляются: сначала появляется какое-то обозначение, а потом что-то живое. Дейтапанк, это просто красивое слово, которое придумал копирайтер, чтобы обозначить мой роман в одном из спец релизов, мне стало интересно, что это за слово такое, я написал о нём в своём ТГ-канале, а теперь журналисты и организаторы мероприятий дёргают эти тезисы и спрашивают меня про дейтапанк, что такое. Вот так я открыл целую голову в фантастике. Это очень клево, я рад, спасибо».
Модератор: Мы выяснили, что у «Каиссы» есть свой жанр дейтапанк, а есть ли жанровая характеристика у «Севастополиста»? И почему Вы решили поместить действия романа в альтернативную реальность?
Панкратов: «Я отношу свой роман к забытому жанру фантасмагория. Это некие причудливые видения, как будто бы сон, что-то обманчивое, и написан этот роман не по канонам фантастики, а не как ничем не сдержанный, ничем не ограниченный полёт фантазии.
Сначала была придумана альтернативная реальность и уже потом, она как детально проработанная в голове, в схемах, на бумагах она заселялась персонажами. В этой книге есть несколько слоев, в приключенческой истории с пересечением пяти персонажей, перемещаются из точки А в точку Б. Есть социальный слой, есть иронический слой, есть слой классической русской литературы с традиционными вопросами: что делать, кто виноват, лишние люди. Есть глубоко личная моя история. Роман можно воспринимать, как приключенческий и развлекательный, так и условную реальность».
Модератор: Мира, Ваш роман выйдет только в январе, но многие блогеры прочитавшие книгу сравнивают её с фильмом «Шоу Трумена». Как бы Вы охарактеризовали свой роман, в чем его посыл и при чем здесь Шуньята?
Тернёва: «Действительно, могут возникнуть такие ассоциации. Я поняла это после того, как дописала роман. У меня не было мысли что-то копировать и переосмыслять, просто так совпало. Чем дальше по тексту, тем будет меньше этих ассоциаций, текст будет развиваться совсем в другом направлении. Это можно отнести к приключенческому роману. Сама я могу назвать его постмодерну или метамодерну, метамодерн мне ближе. Про посыл вы узнаете, когда прочитаете роман, но если в общих чертах говорить, то идея в том, что главное то, что внутри тебя, а не снаружи, все наши печали и радости находятся внутри.
Шуньята в тексте тоже используется и один раз называется, читатель может провести параллели и понять, что это, когда оно будет описываться».
#nonfiction #nonfiction25 #АСТ #фантастикабудущего