Найти тему
BFM.ru

Матвиенко призвала снизить накал риторики в вопросе запрета абортов

   Валентина Матвиенко.Антон Новодережкин/ТАСС
Валентина Матвиенко.Антон Новодережкин/ТАСС

Никаких запретов и криминализации законов в сфере абортов не будет, государство этим путем не пойдет. Об этом журналистам заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

По ее словам, «каждой женщине надо объяснить, что ребенок будет поддержан государством», и добавила, что на аборты зачастую идут из-за бытовой неустроенности и потом жалеют об этом решении всю жизнь.

Как отметила Матвиенко, нужно, во-первых, снизить накал риторики, потому что некоторые предложения депутатов и общественных активистов, по ее словам, «невозможно комментировать», а во-вторых, следует вспомнить про негативный опыт подобных запретов и о последствиях, к которым они привели:

«Проблема есть, проблема сложная. Несмотря на то, что за последние пять лет на 25% снизилось количество абортов, цифры пока очень тревожные. Но я абсолютно уверена, что никакие запреты, никакая компанейщина, никакое давление, криминализация законодательства в этой сфере не смогут решить эту проблему. Государство по этому пути точно не пойдет. Тем более что у нас уже есть опыт, который закончился печальными последствиями, это нелегальный рынок услуг, это пещерное качество, это рост женской смертности и так далее. Точно по такому пути мы не пойдем. На мой взгляд, сейчас нужно снизить накал риторики, перевести это обсуждение в плоскость здравого смысла. Всегда такая моральная психологическая и этическая проблема, и в нашем обществе во все времена негативно относились к абортам, осуждали и осуждают. Когда в силу разных обстоятельств женщина становится перед выбором, рожать ребенка или делать аборт, для любой женщины это колоссальный стресс. Это такая огромная физическая травма, это психологическая проблема. И зачастую многие из них, особенно когда речь идет о молодых, юных, они не могут сами с этим справиться. И очень важно, чтобы в этот трудный жизненный момент рядом были родные и близкие, которые бы поддержали, психолог и, главное, врач, который смог бы объяснить женщине, что это может быть колоссальный вред для ее здоровья».

За последние месяцы от депутатов и общественников прозвучало несколько громких предложений о том, как надо отрегулировать практику абортов и повысить демографические показатели.

Член комитета Госдумы по охране здоровья Вероника Власова заявила, что аборты следует проводить при наличии согласия не только со стороны матери, но и со стороны отца, если брак зарегистрирован. А член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров отметил, что введение налога на бездетность, как было в СССР, — это «неплохая» идея.

Высказывался и патриарх Кирилл — он
призвал законодательно запретить склонение женщин к абортам. По его мнению, такое склонение «по разным причинам, в том числе и коммерческим» — преступно.

Матвиенко градус риторики призвала снизить, вектор в вопросе абортов государство выбрало правильно, однако можно принять некоторые конкретные меры — например, расширить рамки предоставления женщинам средств контрацепции и наладить работу клиник, говорит врач акушер-гинеколог, старший преподаватель в университете «Синергия» Любовь Ерофеева:

— Конечно, есть медицинские показания, социальные показания — при изнасиловании. Но подавляющее число абортов все же делается женщинами по их желанию, потому что они считают, что в данный момент эта беременность для них нежелательная, несвоевременная. И до 12 недель они вправе прервать эту беременность. Но так как мы не знаем всех особенностей всех ситуаций, связанных с тем, почему женщины принимают такое решение, разумнее было бы включить в государственные программы обеспечение уязвимых групп женщин и социально незащищенных женщин контрацептивными препаратами, на разные сроки, длительного использования, краткосрочного использования. Потому что эти препараты в основном производятся за рубежом, и так как есть колебания курса валюты иностранной, то закупки могут быть довольно дорогостоящими. То есть для женщин из семейного бюджета выделить довольно крупную сумму на контрацепцию иногда не представляется возможным. Вот если мы хотим снизить аборты, нам нужно снижать уровень нежелательных беременностей с помощью современной контрацепции.

— Матвиенко говорит, чтобы еще в подполье не ушли аборты.

— Дело в том, что чем больше клиник предоставляют такие услуги, тем легче женщине выбирать то, что ей подходит. А если мы в одну клинику направим большой поток женщин из одного, допустим, района, выстроится очередь. Эта очередь будет заставлять женщин нервничать и ждать, и они будут искать другие способы прерывания беременности. Иной раз самостоятельно, иной раз с помощью каких-нибудь подпольных бабушек.

ФАС проверяет минздрав Татарстана и Крыма на нарушение антимонопольного законодательства из-за запрета абортов в частных клиниках. Ранее частные медучреждения Крыма и Татарстана отметили, что на добровольной основе отказались проводить аборты, чтобы внести свой вклад в улучшение демографической ситуации, и сделали это после предложений региональных минздравов.

С 1 сентября Минздрав России усложнил доступ к препаратам экстренной контрацепции. В перечень веществ, подлежащих более строгому «предметно-количественному учету», внесены мифепристон и мизопростол. Такой режим контроля означает, что продавать препараты на их основе будут только по рецепту на спецбланке, а производители, аптеки и медучреждения обязаны будут вести журналы по отпуску таких веществ.