Марк Твен, точнее Сэмюэль Клеменс, в 1867 году побывал в Севастополе. Он сошел с парохода "Квакер" на Графской пристани. Это была поездка американцев через Европу в Палестину по святым местам. Будущий знаменитый писатель отправился в путешествие в качестве журналиста. Он писал заметки, которые публиковали в газете в течение нескольких месяцев. Потом Марк Твен собрал их в книгу. Она называется "Простаки за границей". Эта книга стала первым успехом для него как для писателя, а не журналиста.
Севастополь или Помпеи?
Марк Твен был в Севастополе лишь один день, но город произвел на него сильное впечатление. С Крымской войны и Первой обороны прошло всего лишь 11 лет, у Севастополя на восстановление не было денег, поэтому город стоял в руинах.
"Помпея сохранилась куда лучше Севастополя. В какую сторону ни глянь, всюду развалины, одни только развалины! Разрушенные дома, обвалившиеся стены, груды обломков — полное разорение", - писал Марк Твен.
Писатель был поражен тем, что увидел. А увидел он, что все дома в Севастополе пострадали от обстрелов. Что Крымская война оставила городу только разрушение, "ужасное разрушение".
"Дома здесь были сооружены на совесть, сложены из камня, но пушечные ядра били по ним снова и снова, срывали крыши, разрубали стены сверху донизу, и теперь на полмили здесь тянутся одни разбитые печные трубы. Даже угадать невозможно, как выглядели эти дома", - добавил Марк Твен.
Марк Твен гулял по Севастополю в одиночестве, никаких переводчиков. Он жалел, что не знает русского языка и не может поговорить с жителями. Но писатель не стеснялся и начинал разговор. Как ему удавалась коммуникация, остается загадкой.
"Я уверен, что беседа доставила удовольствие обеим сторонам, хотя никто из нас не понимал друг друга", - отметил он позже в своих заметках.
Добрался Марк Твен и до Малахова кургана. Писатель вспоминал, какие бои велись в этом месте и отмечал, что сейчас в этом месте очень тихо и спокойно.
"На этом страшном поле брани, где с таким неистовством бушевала смерть, теперь все спокойно — ни звука, ни живой души, кругом безлюдно, безмолвно, на всем печать запустения", - поделился он со своими читателями.
Сувенир на память
Американцы не были бы американцами, если бы не собирали сувениры. В том числе и в Севастополе. Это были и пули, и ядра, и даже человеческие кости. Все это они несли на пароход. Кости обязательно показывали судовому врачу. И они раз за разом оказывались костями мула или другого животного.
Марк Твен в своих заметках высмеивал страсть своих соотечественников к непонятным сувенирам. И даже отмечал, что после увиденного никогда никаким сувенирам от друзей верить не будет.
"Блюхер принес на борт полный мешок сувениров. Недавно один из них попался мне на глаза, ярлычок гласил: "Обломок русского генерала". Я вынес его на свет, чтобы лучше разглядеть, — это был обломок лошадиной челюсти с двумя уцелевшими зубами.
— Обломок русского генерала! — сказал я сердито. — Экая чепуха. Неужели вы так ничему и не научитесь?
— Не кипятитесь, старушка ничего не заметит, — только и ответил он, имея в виду свою тетушку".
Впрочем, сам Марк Твен не удержался и все-таки притащил на "Квакер-Сити" несколько пушечных ядер с Малахова кургана. Он хранил эти сувениры всю свою жизнь. Они лежали у него в кабинете.
Под прикрытием
Один день в Севастополе Марк Твен провел не под своим настоящим именем. Дело в том, что он в путешествии потерял свой паспорт и в Константинополе взял паспорт своего соседа по каюте. Тот не поехал дальше. Но проблем с паспортом у Твена в Севастополе не было, никто ничего не заподозрил.
Писатель был восхищен гостеприимством жителей Севастополя. Он даже написал, что это его удивило, ведь обычно "русские с подозрением относятся к чужеземцам".
"Ибо еще ни в одной стране нас не принимали с таким радушием, — здесь мы чувствовали, что достаточно быть американцем, никаких других виз нам уже не требовалось. Не успели мы бросить якорь, как на борт явился посланный губернатором офицер, который осведомился, не может ли он быть нам чем-нибудь полезен, и просил нас чувствовать себя в Севастополе как дома! Если вы знаете Россию, вы поймете, что это было верхом гостеприимства", - писал Марк Твен в своей заметке.
После Севастополя пароход с американскими туристами отправился в Одессу, а потом в Константинополь. Однако между Одессой и Константинополем сделал остановку в Ялте. Американцы встретились с русским царем. У Марка Твена эта встреча оставила приятные воспоминания.
P.S. Если вам понравилась статья, то буду рада лайкам, комментариям и подпискам. Возможно вас заинтересуют и другие материалы, посвященные Крымской войне:
Даша Севастопольская - звезда Крымской войны
Воевал в Крымскую войну и вышел на пенсию в 22 года
Как французский повар накормил английскую армию
Лев Толстой - первый военный корреспондент в России
Поддержать меня материально: +7 904 333 1984 (Сбербанк). Или приходите ко мне на экскурсии по Севастополю.
Если собираетесь в Крым и Севастополь, то обратите внимание на мой подробный и актуальный "Путеводитель по Севастополю и окрестностям".