Найти тему

Candlemass. Sweet Evil Sun (2022). Рецензия

Автор: Dмитрий Фомин

Жанр: doom metal

Страна: Швеция

Лейбл: Napalm Records

Дата выхода: 18 ноября 2022

История шведской эпик-дум-метал-капеллы Candlemass насчитывает несколько периодов, когда группа по тем или иным причинам уходила в небытие. И происходило это, когда музыкальные критики и поклонники в унисон вещали о полном творческом истощении группы. Тем не менее «Месса при свечах» неизменно возобновлялась.

Казалось бы, пауза, образовавшаяся после выхода альбома Psalms for the Dead (2012), свидетельствовала о полном и безоговорочном финале: никаких предпосылок для возобновления деятельности не было. Тем более что Лейф Эдлинг, басист и бессменный мастермайнд группы, в то время сосредоточился на двух новых проектах – Avatarium и The Doomsday Kingdom.

И все же в 2018 г. Candlemass вернулись в отчасти обновленном составе, куда вошел вокалист и фронтмен Йохан Лангквист, с которым был записан дебютный альбом шведов. И не просто вернулись, а с новым полноформатом The Door to Doom (2019), который наглядно продемонстрировал всем сомневающимся, что Candlemass все еще есть что сказать этому миру и заодно потрясти его основы полновесным дум-металом в его лучшем виде.

-2

После волны успеха, поднятой выходом этой пластинки, стало ясно, что группа вряд ли будет помышлять об уходе на покой. Продолжения пришлось ждать три года, что для Candlemass вообще не срок. И тем сильнее становилось желание узнать, чем ветераны дума собираются перекрывать такую глыбу, как The Door to Doom.

Как оказалось, Лейф Эдлинг и его соратники вовсе не собирались соревноваться с самими собой в крутости и оригинальности. Для группы с таким солидным стажем, выступающей в столь консервативном стиле, в первую очередь важен убедительный и качественный материал, а не его новизна. Но справедливости ради стоит сказать, что на своем последнем на данный момент откровении Sweet Evil Sun шведы все же постарались быть чуточку более изобретательными. Данный релиз записывался в том же составе, что и предшественник: Йохан Лангквист – вокал, Маппе Бьйоркман и Ларс Йоханссон – гитары, Ян Линд – ударные и Лейф Эдлинг – бас, лирика и сонграйтинг.

После первого ознакомления с релизом можно сказать, что Candlemass невозмутимо продолжают гнуть линию традиционного дума без всяких прикрас, отмеченного монументальной тяжестью и определенным апломбом. Разумеется, это остается неизменным фундаментом для творчества группы. Но прежде всего следует отметить более сухой и жилистый саунд Sweet Evil Sun. Некоторые рецензенты говорили о влиянии стоунера, но для этого пластинке явно не хватает «жира» и психоделичности.

Скорее, это можно назвать заигрыванием с классическим хэви, который периодически углубляется в не менее классический хард-рок. Это видно и по вокальным партиям Лангквиста, который использует не только высокие напевные ноты, но и более хриплый, местами откровенно рычащий тембр, а также обилию гитарных соло Йоханссона, добавляющих этой работе живых ноток, и легким, практически незаметным клавишным пассажам с оттенком винтажности.

Вполне вероятно, Эдлинг решил спроецировать на Candlemass некоторые приемы из инструментария Avataruim: музыканты не зацикливаются на бесконечном обыгрывании основного риффа, но чаще стараются разбавить полотно более мелодичными вставками или, наоборот, резкими и дерзкими прогонами для большей динамичности. Sweet Evil Sun представляется вполне целостной и ровной пластинкой, но это будет не совсем верно. При более пристальном разборе мы увидим, что это произведение не столь предсказуемо. Как всегда самое интересное кроется в деталях.

Вступительный номер «Wizard of the Vortex» cвоей «волшебной» чарующей атмосферой может напомнить о шедевральном первенце шведов – Epicus Doomicus Metallicus (1986). Титульный трек и вовсе представляет собой драйвовый и грувистый боевик, не лишенный притягательных мелодичных текстур, который так и просится на сцену.

«Angel Battle» продолжает традиции настоящего дума 1980-х с характерным «шагающим» риффингом, аккуратно разбавляя его порцией «раскаленного» и поджарого хэви-метала. «Black Butterfly» продолжает в том же грузном размеренном регистре, но при этом содержит больше вокальной экспрессии и отсылок к хард-року 1970-х. Как исполнитель Лангквист определенно находится в своей тарелке. Его вокал – именно то, что нужно Candlemass на данном этапе, и сравнивать его с Мессией Марколином, Томасом Викстрёмом или Робертом Лоу в принципе бессмысленно.

Композицию «When Death Sighs» можно назвать одной из самых ярких вещей на альбоме, не в последнюю очередь за счет будоражащего вокального дуэта Йохана и харизматичной Дженни-Энн Смит (Avatarium). Благодаря этим двоим песня превратилась в захватывающую и притягательную метал-пьесу, какой еще не было в репертуаре шведов. Титул главного хита уверенно занимает сингловая «Scandinavian Gods» – крепко сбитый, мрачноватый гимн, гипнотизирующий своим припевом с монолитными бэк-вокалами.

«Devil Voodoo» на первых порах околдовывает акустическими вставками и меланхоличными напевами, чтобы вскоре перерасти в многоступенчатую сагу на стыке все того же дума и хэви. На ее фоне «Crucified» выглядит куда более минорной и аскетичной, строгой и даже агрессивной. Заключительный трек «Goddess» – пожалуй, самое настоящее воплощение эпик-дум-метала, с которым всегда ассоциировались Candlemass. Могучее полотно, сотканное из патетики, драматизма и мистицизма, оно как нельзя лучше подходит, чтобы завершить альбом…

…Но есть еще аутро «A Cup of Coffin» – инструментальная тема с щемящими мелодиями, поверх которых мы слышим оглушительные аплодисменты и восхищенные возгласы. Что это было? Очередное прощание или же своеобразный сарказм от группы?

Возможно, Sweet Evil Sun и уступает предшественнику в монументальности и выразительности, но при этом выдерживает безукоризненный баланс между тяжестью, мелодичностью и тонкой работой над аранжировками. Казалось бы, трек-лист его можно было бы и сократить, но в таком случае в альбоме образовалась бы некоторая недосказанность. Воспринимать его стоит именно таким, какой он есть.

Пусть Candlemass и не избежали многочисленных клише, но при этом потрудились придать композициям свежести и живой энергетики. В целом это у них получилось. Ровно в той степени, чтобы не ударить в грязь лицом ни перед собой лично, ни перед своими поклонниками.