Автор: Dмитрий Фомин
Жанр: doom metal
Страна: Швеция
Лейбл: Napalm Records
Дата выхода: 18 ноября 2022
История шведской эпик-дум-метал-капеллы Candlemass насчитывает несколько периодов, когда группа по тем или иным причинам уходила в небытие. И происходило это, когда музыкальные критики и поклонники в унисон вещали о полном творческом истощении группы. Тем не менее «Месса при свечах» неизменно возобновлялась.
Казалось бы, пауза, образовавшаяся после выхода альбома Psalms for the Dead (2012), свидетельствовала о полном и безоговорочном финале: никаких предпосылок для возобновления деятельности не было. Тем более что Лейф Эдлинг, басист и бессменный мастермайнд группы, в то время сосредоточился на двух новых проектах – Avatarium и The Doomsday Kingdom.
И все же в 2018 г. Candlemass вернулись в отчасти обновленном составе, куда вошел вокалист и фронтмен Йохан Лангквист, с которым был записан дебютный альбом шведов. И не просто вернулись, а с новым полноформатом The Door to Doom (2019), который наглядно продемонстрировал всем сомневающимся, что Candlemass все еще есть что сказать этому миру и заодно потрясти его основы полновесным дум-металом в его лучшем виде.
После волны успеха, поднятой выходом этой пластинки, стало ясно, что группа вряд ли будет помышлять об уходе на покой. Продолжения пришлось ждать три года, что для Candlemass вообще не срок. И тем сильнее становилось желание узнать, чем ветераны дума собираются перекрывать такую глыбу, как The Door to Doom.
Как оказалось, Лейф Эдлинг и его соратники вовсе не собирались соревноваться с самими собой в крутости и оригинальности. Для группы с таким солидным стажем, выступающей в столь консервативном стиле, в первую очередь важен убедительный и качественный материал, а не его новизна. Но справедливости ради стоит сказать, что на своем последнем на данный момент откровении Sweet Evil Sun шведы все же постарались быть чуточку более изобретательными. Данный релиз записывался в том же составе, что и предшественник: Йохан Лангквист – вокал, Маппе Бьйоркман и Ларс Йоханссон – гитары, Ян Линд – ударные и Лейф Эдлинг – бас, лирика и сонграйтинг.
После первого ознакомления с релизом можно сказать, что Candlemass невозмутимо продолжают гнуть линию традиционного дума без всяких прикрас, отмеченного монументальной тяжестью и определенным апломбом. Разумеется, это остается неизменным фундаментом для творчества группы. Но прежде всего следует отметить более сухой и жилистый саунд Sweet Evil Sun. Некоторые рецензенты говорили о влиянии стоунера, но для этого пластинке явно не хватает «жира» и психоделичности.
Скорее, это можно назвать заигрыванием с классическим хэви, который периодически углубляется в не менее классический хард-рок. Это видно и по вокальным партиям Лангквиста, который использует не только высокие напевные ноты, но и более хриплый, местами откровенно рычащий тембр, а также обилию гитарных соло Йоханссона, добавляющих этой работе живых ноток, и легким, практически незаметным клавишным пассажам с оттенком винтажности.
Вполне вероятно, Эдлинг решил спроецировать на Candlemass некоторые приемы из инструментария Avataruim: музыканты не зацикливаются на бесконечном обыгрывании основного риффа, но чаще стараются разбавить полотно более мелодичными вставками или, наоборот, резкими и дерзкими прогонами для большей динамичности. Sweet Evil Sun представляется вполне целостной и ровной пластинкой, но это будет не совсем верно. При более пристальном разборе мы увидим, что это произведение не столь предсказуемо. Как всегда самое интересное кроется в деталях.
Вступительный номер «Wizard of the Vortex» cвоей «волшебной» чарующей атмосферой может напомнить о шедевральном первенце шведов – Epicus Doomicus Metallicus (1986). Титульный трек и вовсе представляет собой драйвовый и грувистый боевик, не лишенный притягательных мелодичных текстур, который так и просится на сцену.
«Angel Battle» продолжает традиции настоящего дума 1980-х с характерным «шагающим» риффингом, аккуратно разбавляя его порцией «раскаленного» и поджарого хэви-метала. «Black Butterfly» продолжает в том же грузном размеренном регистре, но при этом содержит больше вокальной экспрессии и отсылок к хард-року 1970-х. Как исполнитель Лангквист определенно находится в своей тарелке. Его вокал – именно то, что нужно Candlemass на данном этапе, и сравнивать его с Мессией Марколином, Томасом Викстрёмом или Робертом Лоу в принципе бессмысленно.
Композицию «When Death Sighs» можно назвать одной из самых ярких вещей на альбоме, не в последнюю очередь за счет будоражащего вокального дуэта Йохана и харизматичной Дженни-Энн Смит (Avatarium). Благодаря этим двоим песня превратилась в захватывающую и притягательную метал-пьесу, какой еще не было в репертуаре шведов. Титул главного хита уверенно занимает сингловая «Scandinavian Gods» – крепко сбитый, мрачноватый гимн, гипнотизирующий своим припевом с монолитными бэк-вокалами.
«Devil Voodoo» на первых порах околдовывает акустическими вставками и меланхоличными напевами, чтобы вскоре перерасти в многоступенчатую сагу на стыке все того же дума и хэви. На ее фоне «Crucified» выглядит куда более минорной и аскетичной, строгой и даже агрессивной. Заключительный трек «Goddess» – пожалуй, самое настоящее воплощение эпик-дум-метала, с которым всегда ассоциировались Candlemass. Могучее полотно, сотканное из патетики, драматизма и мистицизма, оно как нельзя лучше подходит, чтобы завершить альбом…
…Но есть еще аутро «A Cup of Coffin» – инструментальная тема с щемящими мелодиями, поверх которых мы слышим оглушительные аплодисменты и восхищенные возгласы. Что это было? Очередное прощание или же своеобразный сарказм от группы?
Возможно, Sweet Evil Sun и уступает предшественнику в монументальности и выразительности, но при этом выдерживает безукоризненный баланс между тяжестью, мелодичностью и тонкой работой над аранжировками. Казалось бы, трек-лист его можно было бы и сократить, но в таком случае в альбоме образовалась бы некоторая недосказанность. Воспринимать его стоит именно таким, какой он есть.
Пусть Candlemass и не избежали многочисленных клише, но при этом потрудились придать композициям свежести и живой энергетики. В целом это у них получилось. Ровно в той степени, чтобы не ударить в грязь лицом ни перед собой лично, ни перед своими поклонниками.