Первая зимняя премьера в Тверском академическом театре драмы.
Знакомый всем тверичанам силуэт Старого моста над Волгой на фоне летнего заката сразу настраивает зрителей нового спектакля на малой сцене Тверского академического театра драмы на доброжелательное удивление: «Так это у нас? Про нас?». И в тексте старой пьесы Александра Гельмана «Скамейка» при желании легко обнаруживаются параллели с нашей городской топографией и пригородным бытом, допустим, Эммаусса.
Впрочем, в любом городе страны найдутся улицы с похожими названиями. И вечерние часы в городском саду над рекой ранней летней порою создают похожую атмосферу – особенно на исходе рабочей недели, в преддверии выходного. А двое простых горожан, которые не совсем случайно встретились вечером в садовой аллее и за которыми предстоит полтора часа наблюдать зрителям спектакля, успевают очень многое рассказать о себе. И о времени, в которое выпало жить. И о тех, кто пришел посмотреть спектакль – тоже.
«Скамейка» – пьеса популярная. За сорок лет, прошедших после того, как автор поставил в её тексте последнюю точку, мало осталось в России городов, где не устанавливали бы на сцене инвентарную пару из садовой скамейки и урны для мусора, практически исчерпывающих реквизит спектакля. Конечно, похожую скамейку и похожую пару видели и тверские зрители. Разумеется, старшего поколения. А как отнесется к ней сегодняшняя публика?
Беру смелость утверждать, что отнесется с пониманием и сочувствием. И этому утверждению есть веские причины.
Первая – признанное виртуозное мастерство драматурга Александра Гельмана. В 70-80-е годы прошлого века его пьесы с аншлагами шли в десятках театров СССР и зарубежных стран, за право первыми воплотить их на своих подмостках соперничали в то время главные театры страны – ленинградский БДТ и московский МХАТ. Привлекали жанровая полифоничность сценических опусов автора, смешение в них острой социальной проблематики с покоряющим чувством юмора, эффектные переходы от комедийности к напряженному драматизму и проступающие сквозь искусную вязь сюжета знакомые всем жизненные коллизии.
Вторая причина – сугубо наша, тверская. Постановщик спектакля Александр Сафронов обладает замечательным творческим даром «заражать» актеров глубоким пониманием характеров персонажей, помогать исполнителям находить наиболее уместные и точные средства образного воплощения человеческих судеб в сложных жизненных ситуациях. Его замечательный спектакль по рассказам Василия Шукшина стал настоящим праздником актерского искусства. В «Скамейке» каждая минута действия сформирована умелой и твердой режиссерской рукой, в согласии с которой точно работают Вячеслав Хархота и Виктория Козлова.
Мужской образ пьесы выписан драматургом более объёмно: зрителям интересно следить за мимикрией персонажа, по ходу действия несколько раз меняющего выдуманные биографию и жизненные обстоятельства, то и дело попадая в откровенно фарсовые ситуации, чтобы потом открыть совсем другое, настоящее лицо. Вячеслав Хархота, актер с большим опытом работы и на театральных сценах Екатеринбурга и Твери, и перед кинообъективами, умело создаёт характер вполне узнаваемый, из тех, что могут вызывать в разных обстоятельствах и активное неприятие, и понимающее сочувствие. Самое главное – избегает смеха ради смеха. Даже в откровенно комедийные моменты его незадачливый персонаж сохраняет многозначность, постепенно открывая зрителям сложность переживаемого им психологического смятения.
В женской партии спектакля ощутимо меньше самоигральности. Тем более ценен успех Виктории Козловой, которая тонко и точно проживает за время действия непростую женскую судьбу. Главное в ней – пронесенные сквозь жизненные передряги и крушения чистота и вера в людей, в возможность счастья. То, как актриса каждый миг спектакля живет в образе, открывая разные, порой неожиданные оттенки биографии и характера своей героини, заслуживает искренней зрительской признательности.
Остаётся поздравить всех создателей новой «Скамейки» с удачной работой, а зрителям от души рекомендовать посещение умного, тонкого, смешного и грустного представления на малой сцене Тверского театра драмы.
Валерий Смирнов, Фото: Руслан Чечин
Теги: Тверь, ТАТД, Спектакли, Спектакль «Скамейка»,