Найти тему

"Во веки веков" Маргарита и Григорий Бородины

"Во веки веков" (материал: самшит, бивень мамонта, дуб; высота - 31,5 см, ширина 30 см; октябрь 2023 год)
Маргарита и Григорий Бородины

Благодарите Господа под звуки арфы, под лиру десятиструнную вознесите Ему хвалу.
Псалом 33, книга Теилим

Многие ученые справедливо указывают, что прошлое не отделяется от настоящего, но продолжается в нем, «пребывает» в нем. Отсюда естественна ориентация сознания на прошлое, а так же специфическое отношение к художественной традиции как к главной ценности. Поиск нового не мог быть целью творчества, потому что такой целью была всегда одна и та же «постоянная величина» - открытие сути явлений, их истины, понимаемой как истина религиозно-философская.

Время можно определить как проявление задуманного. С точки зрения еврейского мировоззрения, время также является творением – процессом, созданным в самом начале для реализации замысла.

Давид бен Ишай из колена Йеуды, величайший царь Израиля, объединитель колен и отважный воин. Обладал даром пророка и великим талантом песнопевца, известен как автор боговдохновенных Псалмов (Теилим). Явился зачинателем династии царей, о которой известно, что в будущем из нее выйдет Машиах. Царю Давиду удалось стать центром жизни своего народа. Необыкновенные трудности, которые ему пришлось преодолеть, выковали его характер, открыв в мечтательном юноше гения политических маневров. Давид прожил всего семьдесят лет, но то были годы неимоверного труда и святого подвижничества. Царствовал он сорок лет, похоронен в пещере, высеченной в скале у подножия холма, известного ныне как город Давида.

В композиции «Во веки веков» подвиги Давида проступают в виде рельефа на древней, частично разрушенной временем арке Старого города.

Иммануил Кант в своей работе "Критика чистого разума", написанной с целью доказать, что человек не обладает способностью познать объективную реальность и исходит исключительно из субъективного восприятия, включил в список тех категорий, которые подчиняются этому правилу, также и время. Как философ, он сделал грандиозный шаг вперед. Но еврейской традиции этот принцип известен со времен дарования Торы. На языке Торы: время создано Тем, Кто создал весь мир. Каждый реальный момент времени, непрерывно переходящий из прошлого в будущее, расположен также между неизменными началом и концом времен. Более того они сообщены ему и в такой форме существуют вместе с ним, как части одного и того же времени. Это несомненно иное измерение, в котором любой осознанный момент времени соединяет собой начало и конец времени в целом и потому является основной и действительной частью времени. Известно определение Платона, что «время есть подвижный образ вечности». Вечность есть прообраз, а время — образ его («одежды», как говорят еврейские мудрецы).

Скульптурная композиция «Во веки веков», кроме царя Давида, имеет еще одного героя – время, освещающее путь жизни человека и путь в вечности. На больших исторических дистанциях образные изображения формируют символы. Образ Давида – как символ – неисчерпаем и беспределен в своем значении когда он изрекает на своем сокровенном языке намека и внушения нечто неизлагаемое, отличающееся от внешнего слова. Образ Давида сохраняет свою власть, несмотря на мелькание исторических эпох, к этому образу прикоснулось Время, и он обрел свой истинный смысл и свою музыку во Вселенной. Символ – это проявление вечного и подлинного во временном.

Еще одним символом в композиции является десятиструнная арфа в руках царя Давида. Говорят мудрецы, что арфа с десятью струнами будет в мире грядущем, как написано в Вавилонском Талмуде в трактате Арахин и как объясняется в книгах хасидизма: когда «полна будет земля знанием Господа, как полно море водами» (Йешаягу, 11:9).

В сто сорок пятом псалме Давид пишет: «Превозносить буду Тебя, Б-г мой, Царь, и благословлять имя Твое во веки веков. Каждый день благословлять буду Тебя и восхвалять имя Твое во веки веков. Велик Г-сподь и прославлен весьма, и величие Его непостижимо». «Во веки веков» (мэ-аолам ве-ад аолам) – слово олам на святом языке имеет много значений, в данном случае имеется в виду «от начала мира и до конца мира». Всевышний – хозяин этого мира, и Вечность – в Его руках. Подвиг жизни Давида соразмерен с подвигом праотцев.