Сразу хочу обозначить изменения названия 1-й Пугачевской улицы за всю историю ее существования.
Банная улица (Банный проезд) возникла еще в XIX веке и получила свое наименование по баням, существовавших здесь в доме Уткина (владение Уткина находилось южнее от рассматриваемого в этой публикации участка и граничило с ним). С 1922 года Галкина улица по домовладелице Прасковье Егоровне Галкиной. В 1925 году переименована в Пугачевскую. В 1954 году, в связи с появлением 2-й Пугачевской улицы, стала называться 1-й Пугачевской по Емельяну Ивановичу Пугачеву (1742-1775) - предводителю крестьянского восстания 1773-1775 гг.
Первое упоминание о рассматриваемом владении удалось обнаружить в архивных материалах за 1885 год, когда временно московский купец Федор Николаев подает прошение о разрешении для его красильного заведения выстроить двухэтажный фабричный корпус по проекту техника архитектуры Василия Федоровича Баранова (1850-1895).
К прошению прилагается план существующих и обозначенных к постройке зданий красильной фабрики Николаева.
Темно-красным, на месте предназначенных к сломке зданий, обозначен планируемый к постройке двухэтажный каменный фабричный корпус. Желтым обозначены существующие на тот момент деревянные фабричные постройки, красным - существующие каменные фабричные постройки.
Все каменные постройки (красные на плане), сохранились до наших дней. Для удобства нанес их современную карту, а также обозначил красным примерные границы владения Николаева. К северу от его владения находился участок купца Короткова, к югу - купца Уткина. Справа фабричный участок был ограничен рекой Сосенкой, ныне убранной в коллектор, слева - Банным переулком (современной 1-й Пугачевской улицей).
До наших дней с 1885 года предположительно сохранилось четыре постройки:
1 - каменная одноэтажная сушильня (1-я Пугачевская улица, 17, стр.5 (часть)
Своды Монье в подвале бывшей сушильни
2 - каменная одноэтажная кочегарка (1-я Пугачевская улица, 17, стр.5 (часть);
На этой же фотографии перед сушильней под елкой.
3 - каменная двухэтажная сушильня (1-я Пугачевская улица, 17, стр.1 (часть);
4 - каменный двухэтажный фабричный корпус (1-я Пугачевская улица, 17, стр.5 (часть).
В подвале фабричного корпуса удалось обнаружить кирпич с клеймом «И.П. Воронинъ», который уже лежит в помещении музея Преображенского в Зельевом переулке.
Первые три постройки уже существовали к 1885 году.
Дела у Николаева, вероятно, шли хорошо и в 1888 году он решил для увеличения объемов производства пристроить к двухэтажному фабричному корпусу с восточной стороны каменное одноэтажное здание для паровой машины по проекту все того же техника архитектуры В.Ф. Баранова.
К прошению также прилагался план с обозначением существующих и предполагаемых к постройке зданий красильной фабрики купца Николаева. Со стороны Банного переулка у Николаева был разбит сад.
В выстраиваемом здании планировалось сделать три помещения - прихожую, слесарную и паровую для котла.
Постройка, вероятно, не сохранилась.
К 1888 году количество построек на красильной фабрике купца Николаева достигало с вновь выстраиваемым почти до 50 (точнее их было 49) и фабрика была одной из самых крупных в Черкизове, если не самой крупной.
Согласно справочной книге о лицах, получивших купеческие свидетельства в Москве за 1891 год Федор Козьмич Николаев в купечестве состоял со второй половины 1888 года, проживал в селе Черкизове, при жительстве имел красильное заведение. В его семействе состояли сыновья: Ананий 16 лет, Иван 15 лет и Василий 5 лет.
Можно предположить, что дела и дальше шли бы в гору, но между 1891 и 1892 годом (точную дату и причину смерти установить не удалось) Федор Козьмич умирает в расцвете сил (ему тогда было около 40 лет).
Его место занимает вдова - Вера Петровна Николаева, которая вступает в купечество в 1892 году (было около 36 лет). Согласно справочной книге о лицах, получивших купеческие свидетельства в Москве за 1895 год у нее значатся уже только два сына - 21-летний Ананий и 9-летний Василий.
К 1907 году среди ее сыновей значится уже только 21-летний Василий, а также три внука от сына Анания (Николай, Сергей, Федор).
К 1908 году Николаевых среди купцов уже нет. А с 1909 года владельцем участка значится Масалов Дмитрий Петрович. К тому моменту он также являлся директором Т-ва "М.А. Жучкова" в Николоворобинском переулке (Воробинской бумагокрутильной фабрики, постройки которой были снесены в 2017 и 2021 гг.)
К 1915 году Д. П. Масалов, владея фабрикой в Черкизове, продолжал оставаться директором-распорядителем и членом правления фабрики Жучкова, также имел участок в дачном поселке в Клязьме.
Владение с фабрикой будет принадлежать Масалову до 1917 года. В адресно-справочной книге за 1917 год значится Михаил Михайлович Масалов, проживающий в селе Черкизово, также в Банном переулке, работающий управляющим на уже упомянутой выше бумагокрутильной фабрике Жучкова в Воробине. Михаил Михайлович являлся членом 1-го Московского Общества по организации медицинской помощи и охране здоровья рабочих и служащих фабрично-заводских предприятий. Можно предположить, что они были родственниками.
В сети в открытом доступе размещен устав больничной кассы при пряжекрасильной и отбельной фабрике Д.П. Масалова 1913 года (именно из нее мы узнаем, что М.М. Масалов был управляющим на фабрике Д.П. Масалова). Больничная касса имела целью оказание помощи рабочим и служащим на случай их болезни. Денежные пособия выделялись в случае болезни или причиненного увечья, полученного в результате несчастного случая на предприятии, по случаю родов, по случаю смерти на погребение.
После национализации к 1925 году на Галкиной улице (бывшей Банной) владения № 15 и 17 (бывшая фабрика Масалова) принадлежат Государственной фабрике Мострикоб (Московское объединение трикотажных фабрик).
К 1930 году здесь располагалась красильно-аппретурная фабрика, входившая в объединение коллективов и предприятий "Москоллективы", с заведующим Василием Алексеевичем Павловым и техническим руководителем Петром Владимировичем Смоленским. На предприятии работало 975 человек.
К 1931 году предприятие было перепрофилировано в Экспериментальный завод № 1 Государственного треста "Каучуконос", который занимался разведением, сбором и первичной обработкой каучуконосных и гутаперченосных растений и находился на Охотном ряду, 2/46.
К 1936 году предприятие носило название Опытный завод каучука и гуттаперчи, подчиняясь НКТП (Народному комиссариату текстильной промышленности).
Стоит отметить, что на территории сохранилось еще несколько корпусов, построенных еще до 1917 года или уже в 1930-е гг.
Наиболее интересным из дореволюционных видится вот этот двухэтажный корпус (часть строения 5) с окнами второго этажа с полуциркульным завершением.
На стене пристройки к основному бывшему фабричному корпусу удалось обнаружить элемент, который фиксирует анкер перекрытия, служащий для усиления конструкций при размещении в здании тяжелого фабричного оборудования. На самом деле это распространенный элемент на фабричных постройках и многие из них похожи на штурвалы))
Часть корпусов согласно публичной кадастровой карте выстроены в 1932 году. Речь идет о строениях 2,3,4,8 по 1-й Пугачевской, 17. Возможно они были построены при перепрофилировании фабрики под Опытный завод каучука и гуттаперчи.
Также на заднем дворе удалось обнаружить основание фабричной трубы.
До 1989 года территорию занимал научно-исследовательский институт резиновых и латексных изделий (одно из последних названий ОАО "Институт повышения квалификации "Нефтехим").
В 1990-е годы на территории бывшей фабрики располагались различные кооперативы, в 2004 году владение перешло к Росимуществу. В 2011 Росимущество заключило договор аренды с музеем народной игрушки "Забавушка", а с 2017 года помещения бывшей фабрики переданы "Забавушке" в безвозмездное пользование.
Сейчас в музей съезжаются автобусы со всей страны, чтобы познакомить детей с народными игрушками всех традиционных промыслов России. Дети участвуют в мастер-классах, интерактивных экскурсиях.
Инициаторами создания музея игрушки "Забавушка" являются Алексей Вячеславович Санкин и Елена Геннадьевна Галенко.
С самого начала создания Коня, он предназначался для интерьера детского дома творчества и украшения детских праздников. И в то же время я мечтала, чтобы он жил в мире таких же рукотворных изделий, игрушек и поделок.
Со временем мечта осуществилась. Теперь Конь является частью экспозиции Музея народной игрушки «Забавушка». Он живет в добром, сказочном мире народной игрушки и радует не только детей, но и взрослых.
Вот такой прекрасный пример приспособления исторических промышленных корпусов под современное музейное пространство.
Благодарю за внимание!
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, оставьте комментарий, подпишитесь и поставьте лайк!