В субботу мы побывали в очень странном месте. Вообще чем больше я вижу - тем больше появляется вопросов и загадок. И дело не в том, что мне не хватает знаний истории (хотя не хватает знаний истории и пунктуации, да) - когда в реальности начинаешь внимательно рассматривать то очень часто увиденное не вписывается/противоречит не только моей, а в принципе любой стандратной картине мира.
Храм Santuário de Nossa Senhora da Encarnação "Святыня Нашей Госпожи Благовещения" находится в Португалии на холме над городом Лейрия. На сайте города пишут, что Богоматерь Благовещения - покровительница Лейрии, 15 августа проводят фестиваль в её честь.
На церкви надпись на латыни, что первый камень заложен в 1588. С сайта узнаём, что до того здесь был "скит в честь Святого Гавриила".
К храму по гребню холма ведёт дорога с двухсторонними лестницами и площадками. Чтобы эту дорогу построить именно так как есть холм очень сильно перекапывали и укрепляли каменными стенками. Дорога как бы поднята над лесом. Колоссальные земляные работы.
Путь начинается с лестниц на опорную стенку высотой в два этажа. На стене надписи на латыни и цифры isai 35:8. Уже дома я нашла, что это цитата из ветхого завета (Исайи 35:8)
Et erit ibi semita et via; et via sancta vocabitur: non transibit per eam pollutus; et erit eis directa via, ita ut stulti non errent per eam
И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних. Идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся.
Под стенкой в землю вделан круглый камень с символом в виде шестилепесткового цветка - вроде как начало пути. Похожие символы но с четырьмя лепестками мы видели на средневековых тамплиерских надгробиях 13-14 веков в Томаре.
Площадки:
1. После подъёма, на первую площадку открывается вид на храм в конце пути.
2. Вторая площадка пустая но перед ней стоит огромная арка с гербом. Над гербом галеро - шляпа католического священника с кистями в несколько уровней. От количества уровней зависит ранг. Тут три уровня значит епископ. На вершинах колонн вазы (иногда изображают сферы, горящие сферы, чаши, кубки с огнём).
На оборотной стороне арки лилия и подпись Ave Gratia Plena.
Это, очевидно, про деву Марию, которую называют лилией и лилию ей приносит ангел на картинах с сюжетом Благовещения. Это же начало католической молитвы и самого известного гимна:
Áve, María, grátia pléna.
Dóminus técum: benedícta tu in muliéribus, et benedíctus frúctus véntris túi, Iésus. Sáncta María, Máter Déi, óra pro nóbis peccatóribus nunc et in hóra mórtis nóstrae. Ámen.
Радуйся, Мария, полная благодати.
Господь с тобою: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего, Иисус. Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас грешных ныне и в час нашей кончины. Аминь.
На стенке перед площадкой щит и надписи на латыни, внизу год Anno Domini 1778.
Infidos Michael de colo depulit omnes
E ffidis Michael sternit adastra viam
Limina celestis princeps celestia clausit
Le iriensis prosul limen adastra facil
Gloria celigoi is qvod clausumps limen inovis
Civipus etnos tris qvod via facta pi is
Восстановила как смогла - латыни не знаю (как и пунктуации), может у кого лучше получится. Вроде смысл есть:
Михаил очищает всех неверных
Для верных Михаил прокладывает путь
Небесный принц закрыл врата рая
Ему легко переступить порог ириса
Я был ослеплен славой, закрывшей дверь в неизведанное.
Он был гражданином трёх наций, и дорога была проложена для него.
3. На третьей площадке стоит колонна с шаром и крестом сверху. Если присмотреться крест установлен слегка криво.
На колонне надписи проглядываются но сбиты.
4. На четвёртой стелла со звездой
Подпись Orietur stella ex Jacob.
Я нашла, что это первая строка церковного гимна 1586 года, автор Яков Хандль (а также, очевидно, цитата из ветхого завета):
https://youtu.be/N9BsKLEFHNc?si=2CcF5Niw84GCLQvR
Orietur stella ex Jacob, et exsurget homo de Israel,et con fringet omnes duces alienigenarum,et erit omnis terra possessio eius;et adorabunt eum omnes reges terræ,omnes gentes servient ei.
Звезда взойдет от Иакова,
и восстанет человек из Израиля,
и сокрушит всех вождей иноземцев
и вся земля будет во владении его;
и поклонятся ему все цари земли
все народы будут служить ему.
5. На пятой стелле изображена роза и подпись
Flos de radice eius ascendet.
Этот цитата из Исайи глава 11
Et egredietur virga de stirpe Iesse, et flos de radice eius ascendet;
И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; (Ис.11:1)
(Особенно с 10 стиха интересное)
И оно же церковный гимн.
https://youtu.be/pHOrTKUTFd0?si=WSUKeUnl3-u7XscT
Древо Исайи Tree of Jesse - это родословная Христа начиная от Исайи (логично) отца царя Давида. Мы это изображение первый раз увидели в церкви Порту - в виде огромадного во всю стену резного дерева с кучей богато одетых господ. (Церковь святого Франциска то ещё пылезолотохранилище)
5. На пятой площадке перед церковью надпись:
Vidit scalam stantem svperterram angelos qvo dei ascendentes et descendentes per eam.
Он увидел лестницу, стоящую над землей, и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по ней.
Я нашла, что это из книги 1628г Opera Omnia, которая вроде как издание сочинения марсельского монаха 4 века Иоанна Касьяна. (А может это однофамилец и тёзка, в любом случае поскольку оригинала нет, я лично буду считать что это в 17 веке написали.)
https://books.google.com/books/about/Ioannis_Cassiani_opera_omnia.html?hl=ru&id=t-yeyxO9FJEC
Вот тут на 284 странице прекрасная иллюстрация как ангелы по лестнице бегают туда-сюда с неба не землю и пожилой мужчина в папской трехярустной тиаре и с державой из тучи выглядывает.
У меня на даче такая же лестница мы с неё виноград собираем.
Потому предполагаю, что на парапете стояли ангелы, от них остались постаменты с проточенными отверстиями для установки статуи. Хотя, возможно, там тоже были установлены сферы.
Наконец добрались до храма - над главными вратами стоит фигура девы, очень плохо сохранившаяся. Она что-то держит в руке, но точно не младенца, как по мне это лилия обвитая лентой. На крыше три арки с колоколами, постаменты со сферами, а на другой стороне водостоки в виде пушек. Как по мне - всё выглядит очень антично (ренессанс).
Над дверью расписной портик, где явно должна была быть статуя. Надпись на латыни - я разобрала только "Эта дверь.." и rayo как луч или Мария. Рисунок цветка смотрящий вниз (лилия?) и загадочные цифры 606. (Очень сомневаюсь что это номер дома.)
Вид красивый на город и замок.
Но самое интересное мы заметили когда спустились вниз к началу пути. Если смотреть с первой точки на путь к церкви то видно:
Врата с вазами наверху, колонну на второй площадке со сферой и крестом, и фасад храма который четко вписывается во врата... кроме креста на крыше.
Я считаю, что врата - не иначе как отсылка к входу в храм царя Соломона, где установлены черная и белая колонны Яхин и Боаз, мужское и женское, милосердие и суровость, они же изображены на карте таро Жрица. Это олицетворение двух противоположных потоков, стихий, что создают мир. В масонстве врата с колоннами - один из базовых символов, путь в неизведанное. Сферы на вратах - глобус небесный и шар земной. Чаши с огнём и водой.
Две колонны создающие портал в неизведанное это явно символика не только лишь масонская, да и Соломон надо сказать свои врата скопировал с более древних при входе в храм Малкарт в Тире. Считается, что символика двух колонн со сферами чрезвычайно древняя, ещё из Атлантиды, Древней Греции (Геркулесовы столбы).
Но если эти конкретные врата отсылаются к символике двух колонн (а это 100% так и есть) то нужно искать третью по центру, поскольку:
"В убранстве Храма символического масонства помимо этих двух колонн, присутствует и третья. Это коринфская колонна красоты, символом чего является Солнце в своей высшей точке – зените. Колонна красоты является синтезом двух начал - колонн мудрости и силы. Боаз и Яхин, и в то же время серединой Млечного пути, проекцией созвездия Орион, равно как и символом равноденствия, когда Солнце и Луна по силе равны друг другу. В кабалле Яхин и Боаз часть древа жизни. Считается, что единство двух колонн превращается в третью колонну, в середине, которая эзотерически представляет человека и человечество."
Значит в центре должна быть колонна и на ней должен стоять человек. Смотрим: третья колонна четко по центру и есть, на ней шар и крест, отходим вбок - а вот она статуя девы над входом, если бы не было креста (криво приделанного) она стояла бы на сфере! А расстояние от ворот и площадки с колонной до храма не меньше сотни метров! Вот ради чего в своё время перекопали целую гору!
Почему я считаю что дева должна стоять на сфере? Потому что её так очень часто изображают - на сфере, на облаке, на серафимах (да, она прям по крылатым головам бесцеремонно топчется), на месяце (как и Жрица на карте таро), попирающей змея. В голубом покрове, золотых и алых одеждах и с венцом из 13 звёзд (от покрова и звёзд взяли символику евросоюза). Иногда на фоне лососевого неба - цвета утренней зари. На картинах, в деревянных статуях, в камне.
Например вот алтарь из другого храма в той же Лейрии - дева на сфере и ни одного креста. Резные фигуры из разных мест (в основном 18 век), картина.
Внутрь мы к сожалению не попали, ремонт - но на фото там традиционный ступенчатый алтарь (дорога к храму - отсылка к алтарю, алтарь отслыка к лестнице на небо) и дева на алтаре. А также изображение Девы во Славе (овальное сияние) стоящей на сфере под потолком. И ни одного распятия.
В связи с этим вопросы:
1. Зачем испортили гениальный замысел архитектора, ради которого пришлось перекопать гору?
2. Зачем убрали ангелов с четырех постаментов у входа?
3. Если убрать кресты - как это было изначально, то что это за храм получается?
P.S. Мы посетили храм ещё раз и смогли детальнее рассмотреть статую. Пишут что это Архангел Гавриил (на храме Нашей Госпожи?). Статуя с крыльями, в левой руке держит пшеничный колос, обвитый лентой, а правая поднята на уровень лица сложена в некий жест, нескольких пальцев не хватает. Ангел одет в длинные одежды, с разрезами напротив ног впереди, закрепленными шестилепестковыми цветками, вроде розы или шиповника. (Дамасская роза? Такие же цветы мы видели на римских надгробиях.) Но меня больше всего заинтрересовал узел из ткани на груди, он похож на тиет - узел на одежде Исиды. Кроме изображений Исиды я больше таких узлов на одежде и не помню. Исиду изображали с крыльями и снопом пшеницы, так что этот Архангел Гавриил в целом совпадает с её описанием.
Из закрытого храма звучала возвышенная музыка - видимо включают записи. Очень красиво.