Старик из Ля-Шапель-о-Сен — один из самых знаменитых неандертальских скелетов. 3 августа 1908 года его нашли католические священники братья Амеди и Жан Буиссони, забравшиеся в пещеру Буффиа де Бонневаль во французской коммуне Ля-Шапель-о-Сен. Скелет, принадлежавший беззубому старику, лежал на спине, головой на запад, с согнутой правой рукой и поднятыми к телу ногами. Первооткрыватели сочли, что погребение неандертальца было намеренным, в специально выкопанной для этой цели яме. В XXI веке новое исследование пещеры подтвердило предположение братьев Буиссони. Возраст находки, по современным оценкам — 50-60 тыс. лет.
Именно этот скелет стал эталонным, послужив основой для многочисленных последующих исследований и сравнений. На основании находки в Ля-Шапель антрополог Марселин Буль выполнил первую реконструкцию неандертальца. При этом он неверно истрактовал множественные старческие патологии скелета. Реконструкция Буля создала стереотип о сгорбленных сутулых пещерных троглодитах с кривыми ногами и висящими чуть ли не до земли руками. Неандерталец изображался как гориллообразное волосатое существо. Буль полагал, что у неандертальцев отсутствовали типичные для человека изгибы позвоночника — поясничный и шейный лордозы, поэтому эти древние люди не могли полностью выпрямиться. Уже в середине 20 века стало ясно, что реконструкция Буля была ошибочной. Сейчас очевидно, что прямохождение неандертальцев было полноценным, а их осанка — вполне человеческой.
Старик хромал и страдал от боли в бедре вследствие вывиха, за несколько недель до смерти он сломал бедро, мучился от остеоартроза. Отсутствует большая часть зубов, и альвеолы заросли. Это значит, что после потери зубов этот человек прожил значительное время, хотя жевать ему было трудновато. Значит, вполне вероятно, что в последние годы жизни старика поддерживали соплеменники.
В 2021 году к списку болезней, от которых страдал пожилой неандерталец, ученые добавили бруцеллез: по их мнению, некоторые патологические изменения костей вызваны этой инфекционной болезнью, причиной которой могло стать поедание плохо прожаренного или сырого мяса, заражённого бактериями.
Внешность старика из Ля-Шапель-о-Сен неоднократно реконструировали. В «карусели» вы можете посмотреть на эволюцию портретов: первую реконструкцию Марселина Буля (1911-1913 г), чуть более позднюю работу Фредерика Блашке (1927), классический бюст работы Михаила Герасимова и современную версию антрополога-криминалиста Элизабет Дайнес.
Теперь, 115 лет спустя, появилась еще одна реконструкция, созданная бразильским экспертом Сисеро Мораесом. Недавно новый портрет был представлен публике на научной конференции.
Для создания реконструкции использовалась компьютерная томография черепа, а также данные по толщине мягких тканей живых людей. Как обычно поступают в таких случаях, сделано два варианта портрета: один более объективный, без волос и в нейтральных цветах, и другой более выразительный, но и более фантазийный, с волосами.
Какой из портретов вам больше нравится?
Автор текста — Александр Соколов. Источники.
🗿 Интересна археология? Поддержите нас на Sponsr.ru и смотрите новый цикл лекций Павла Колосницына «Как работает археология?»: https://sponsr.ru/antropogenezru
Вам также может быть интересно: