Этот текст, является небольшим отрывком свода наблюдений, случайных мнений, специальных ответов, и не претендует на единственно правильную точку зрения, скорее больше ставит вопросов от автора.
Этим летом у меня выдалась счастливая возможность пройти стажировку в новостном портале «Петербургский листок». Задача была самая несложная: собрать как можно больше материала для контента в виде интервью с самыми разными людьми. На моё счастье интервьюируемые относились к разным профессиям, занимались различными видами творческой и интеллектуальной деятельности. Это были люди хорошо образованные, думающие, нескучные. И так случилось, что сначала не специально, но большинство из них сами заговорили о новых смыслах сегодняшнего дня. Потом уже мне пришло в голову устроить небольшое, если хотите, исследование и выяснить насколько и как глубоко эти «новые смыслы» проросли в нашей жизни/
22 февраля 2022 года провели свой Рубикон в новейшей истории, который мы уже никогда не сможем перейти обратно. Продолжается второй год СВО. Делать вид, что ничего не произошло и не иметь каких-то определенных взглядов на эту ситуацию – невероятное лицемерие.
Текущие события так или иначе отражаются на социально-новостной повестке, за которой подтягиваются и культурная тема.
Как никогда за последние пять лет, зритель, читатель, слушатель – потребитель культурного продукта - стал проявлять неподдельный интерес к актуальным темам в поэзии, в драматургии, в музыке, в живописи. Зритель сегодня предъявляет свои требования к исполнителям, у него появился четкий запрос к сегодняшней смысловой культурной повестке.
Сергей Зыков, эстрадный певец, один из исполнителей посещающий ДНР, отмечает, что у людей появился запрос на «бессмертные и фундаментальные ценности» жизни, что «люди захотели узнать» о них сегодня больше. Но зритель не просто захотел узнать больше, он хочет видеть закрепление этих фундаментальных ценностей вокруг себя, в повседневной жизни.
Игорь Никольский, представитель современного андеграунда, считает, что обычным людям не просто важно свое отношение к СВО, но им интересно, а как вообще творческие люди на это реагируют: «Взрыв интереса к поэзии… обусловлен тем, что проявление этой страшной войны в творчестве привлекает очень большое внимание, потому что человеку хочется увидеть отражение реальности в искусстве».
А реагируют творческие люди по-разному, но суть в том, как эта реакция преломляется в сознании людей. Человек желает, и это нормально, чтобы его мысли, чувства, страхи отражались в современном искусстве, как в зеркале правды.
Возможно, это связанно с тем, что российский потребитель культурного продукта, впервые за много, очень много лет, задумался над тем, Что он сам по себе Есть.
Ближе всех к современному российскому зрителю оказались художники, поддержавшие патриотическую повестку. Сегодня, благодаря проекту Антона Беликова «Русский стиль», у многих художников, которые любят свою страну появилась возможность показывать свое искусство и транслировать понятные патриотические смыслы, в том числе, и для нового поколения, оформляя произведения в популярную для молодежи форму.
В интервью для тг-Readovka Антон Беликов художник и доброволец СВО, сказал очень интересную вещь: «Нужно прислушаться к тому, что делает сам народ. И то, что он делает – это очень интересно, просто его никто не хочет слушать потому, что это трудно взять и изучить ситуацию, найти людей, поговорить с ними по-человечески. Потому, что с ними по-человечески никто не говорил. С ними нужно говорить уважительно. Они не дураки. Надо понимать простую такую вещь: любой крестьянин из Тверской области способность к остроте чувствования имеет такую же, как умница интеллигент с тремя высшими образованиями. Он может говорит не так ловко. Но чувствует так же…».
Возможно этим и объясняется взрыв интереса к изменениям современных культурных смыслов. Оказавшись закрытыми от всех, у российского культурного пользователя возрос спрос на свою культуру, на театр, на внутренний туризм. Ему пришлось обратиться к самому себе. Обратить взгляд на свое окружение, трагедии, беды – все это сближает обычных людей. Народ стал больше путешествовать по своей стране - одной шестой части суши – это почти необъятное пространство территорий, народов, культур. Люди стали больше задумываться об истории своей страны, задаваться вопросом: «А настолько ли плохо мы живем: все эти деревушки, огородики, поля, деревянные туалеты? Такие ли уж мы все варвары, неспособные отличить дешевку от ценности? Может быть несдержанность, жадность до всего (чувств, знаний, любви), эмоциональность, какая-то могучая нерасторопность и тяжёлость на подъем – всего лишь наши, намертво скрепленные с чем-то ещё, качества, а не недостатки?».
Сам процесс осознания «новых смыслов» культуры еще только начался. И было бы глупо сегодня говорить, что все всё поняли и ко всему пришли. Сегодня, посредством закрепления новых культурных смыслов, сотворяется раскрепощение или, если хотите, высвобождение нового (на самом деле старого) народного кода. Ведь все, что человек способен увидеть в этом мире, скрыто только в нём самом.