Найти тему
Вояжёрки

Страницы Истории Императорского Фарфорового Завода в Санкт-Петербурге.

Оглавление
Вид с Невы на ГФЗ им. Ломоносова. 1934г.
Вид с Невы на ГФЗ им. Ломоносова. 1934г.

В 1744-м году в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы, на месте кирпичных заводов было основано первое фарфоровое производство - Невская порцелиновая мануфактура. Учреждена она была дочерью Петра первого, императрицей Елизаветой. Именно здесь Дмитрию Ивановичу Виноградову удалось разгадать секрет фарфора и наладить его производство из российских материалов. Иметь в России собственный фарфор, который в 18-м веке почитался драгоценной редкостью, было дело государственной важности и международного престижа. Фарфоровый завод принадлежал семье Романовых и работал по заказам императорского двора, создавая уникальные вещи высочайшего художественного качества. Парадные сервизы, предметы украшения интерьера, памятные подарки, преподносимые при проведении важнейших церемоний, служили к «славе Российской».

Ваза с "малахитовым" фоном из Зимнего Дворца, на которой изображены в резерве четыре гренадера Роты дворцовых гренадер в Тронном зале. 1830 год.
Ваза с "малахитовым" фоном из Зимнего Дворца, на которой изображены в резерве четыре гренадера Роты дворцовых гренадер в Тронном зале. 1830 год.

Проспект села Фарворовского Завода.

Именно так участок Шлиссельбургского тракта - Проспект Села Фарворовского завода - назывался в 1850-1920 годах. Затем, в память убитого здесь в 1918 г. комиссара печати, пропаганды и агитации в Союзе Коммун Северной области - М.М. Гольдштейна (партийный псевдоним Володарский), проспект был переименован в проспект Села Володарского.

Вид проспекта Села Володарского. 1934 г.
Вид проспекта Села Володарского. 1934 г.

Село фарфорового завода со временем разрослось в целый фарфоровый городок со своей церковью, кладбищем, лазаретом, трактирами, магазинами, училищем, музеем, парком, библиотекой и оранжереей. Здесь поколениями жили мастеровые заводы. Рядом был основан парк, ещё во времена правления Екатерины II здесь начали появляться дачи приближенных царского двора. В 1891-м году здесь было открыт самый первый театр на 300 посадочных мест (здание, к сожалению не сохранилось).

Щемиловка. Жилые дома в Фарворовской слободе. 1930-е годы.
Щемиловка. Жилые дома в Фарворовской слободе. 1930-е годы.

В театре гастролировали провинциальные трупы, давали концерты студенты консерватории и проводились танцевальные вечера. Позднее в 1900г было построено новое кирпичное здание театра на 1600 мест. Здание было разрушено в годы Великой Отечественной Войны и позднее разобрано. С 1907 по 1908 годы в театре ставили оперы, приезжали артисты Александринского Императорского Театра. Это было едва ли не самое  культурное место во всей округе.

В советское же время парк стал популярным местом отдыха жителей Невского района. В парке высадили деревья разных пород – тополь, дуб, липу, берёзу, ясень, клён, рябину,  акацию, шиповник, спирею и сирень. Также установили различные аттракционы, например «колесо обозрения». В разное время года сотрудники завода целыми семьями отдыхали в парке: зимой молодёжь охотно каталась на коньках, в летние месяцы катались на лодках,  отдыхали на берегу пруда, в тенистых аллеях парка дети играли в карты и катались на аттракционах. Парк между собой жители прозвали «Бабкин сад».

На катке в парке им. Бабушкина сотрудники художественной лаборатории ГФЗ. 1956 год.
На катке в парке им. Бабушкина сотрудники художественной лаборатории ГФЗ. 1956 год.

Само здание завода представляло из себя двухэтажное сооружение, построенное в конце 18-го века в классическом стиле по проекту архитектора Берникова, и протянулось в длину на 160 м. Уже позднее в продолжении исторического корпуса было построено несколько зданий для размещения в них мастерских отделений по производству оптического стекла. Эти здания начала 20-го века из красного кирпича сохранились до наших дней. В главном здании завода долгое время помимо производственных помещений были расположены музей и библиотека. В 1890г Императорский фарфоровый завод и Императорский стеклянный завод были объединены в одно предприятие, получившие название Императорский фарфоровый и стеклянные заводы (ИФиСЗ). Таким образом производство фарфоровых стеклянных изделий было сосредоточено в одном месте.

В 1917-м году после падения царского режима заводы были переданы в ведомство горного департамента, а затем Министерства промышленности и торговли временного правительства и стали называться Государственные фарфоровый и стеклянные заводы (ГФиСЗ). В марте 1918 г. предприятие было национализировано и передано в управлении народного комиссариата просвещения РСФСР. В результате реконструкции в 1927-м году в цехах стали производиться различные массы для химического и технического фарфора и выпускались изделия 300 наименований. Было налажено производство авто свечных изоляторов, искусственных зубов и глаз, фарфор для ртутных выпрямителей, химическая посуда. В 1935-м году был построен цех кварцевого стекла. В 1930-м году в мастерских завода был создан новый советский массовый фарфор, отличающийся высокой белизной материала, частотой и мягкость форм, сочностью красок и конкретностью росписи. На смену серпу и молоту пришел логотип ЛФЗ (Ленинградский фарфоровый завод), использовавшийся в последующие 70 лет, который стал всемирно известным гарантом качества и мастерства.

Фасад главного здания ЛФЗ им. Ломоносова. 1958 год.
Фасад главного здания ЛФЗ им. Ломоносова. 1958 год.

С наступлением Великой Отечественной войны в 1941-м году большая часть заводского оборудования и многотысячная коллекция заводского музея вместе с группой с сотрудников завода были и эвакуированы из Ленинграда по железной дороги в город Ирбит Свердловской области. В Ирбите, на базе Ирбитского Диатомитового комбината в кратчайшие сроки был налажен выпуск авто свечей для двигателя внутреннего сгорания танков и другой техники. Завод также производил посуду для госпиталей Ленинграда.

Удивительная история про Фарфоровское кладбище.

Кладбище было расположено недалеко от завода. В 1713-м году на берегу Невы для рабочих Невских кирпичных заводов была сооружена деревянная Спасо-Преображенская церковь. По традиции близ церкви возникло кладбище.

Церковь Преображения Господня и Фарфоровское кладбище. 1927 г.
Церковь Преображения Господня и Фарфоровское кладбище. 1927 г.

В 1744-м году по указу императрицы Елизаветы Петровны Бергмейстер Виноградов, недавно вернувшийся после учёбы в Германии, был определён на завод для работы по созданию русского порцелина, так тогда назывался фарфор. Для работы на мануфактуре были привлечены крепостные крестьяне, обучение которых стало одной из задач Виноградова. Путём научных опытов Виноградов изобрёл русский фарфор и в 1748-м году получил качественные промышленные образцы. С ростом производства мануфактуры увеличивался и штат рабочих. Также росло и кладбище вдоль Невы.

Жестокая эксплуатация, телесные наказания, болотистый климат никак не способствовали продолжительности жизни работавших здесь крестьян. Сам Виноградов после трёх дней болезни неожиданно умирает. По преданию он был похоронен близ церкви, но уже к концу 18-го века его могила была утеряна. Виноградову было всего 38 лет.

Являясь кладбищем Императорского Фарфорового завода, оно постепенно становится местом упокоения многих видных деятелей Российской Империи. В крипте самой церкви и близ нее были похоронены видные деятели с членами семей: министры императорского двора, сенаторы,  министр юстиции, князья, бароны,  историки, советники, фрейлины и генералы и, конечно, рабочие завода. С годами кладбище росло и общая площадь достигала 52 га.

Спасо-Преображенское фарфоровское кладбище. 1940 г.
Спасо-Преображенское фарфоровское кладбище. 1940 г.

Чтобы произвести захоронение, было необходимо заплатить в церковную кассу деньги в зависимости от разряда участка. Самые дорогие места были у берега Невы. Стоили они примерно 100 руб., места в средней части кладбища -  50 руб. Для рабочих завода было предусмотрено право на льготное приобретение мест.

Постепенно к концу 19-го века кладбище оказалось переполнено захоронениями, неоднократно поднимался вопрос о его закрытии. К сожалению, полного списка лиц, захороненных на Фарфоровском кладбище в архивах не сохранилось.

Могильные памятники на Спасо-Преображенском кладбище. 1926 г.
Могильные памятники на Спасо-Преображенском кладбище. 1926 г.

Имеется разрозненные сведения, в первую очередь – монография В. Саитова «Петербургский некрополь». В октябре 1917 г. было подано ходатайство по расширению Фарфоровского кладбища. Однако 25 октября 1917г. в России произошёл вооруженный переворот, названный позднее Октябрьской революцией, новой власти было не до церквей и кладбища. В 1933-м году церковь Преображения Господни была закрыта и уничтожена как «мешавшая трамвайному движению по проспекту». Часть кирпичей была использована на надстройку третьего этажа здания завода.

При уничтожении здания церкви погибли и все захоронения выдающихся людей в крипте церкви, были уничтожены захоронения всего Фарфоровского кладбища, лишь могилу писателя Панаева новые власти перенесли на Волковское кладбище.

Иконостас церкви Преображения Господне при ИФиСЗ. 1014 г.
Иконостас церкви Преображения Господне при ИФиСЗ. 1014 г.

В ноябре 1938 г. Ленсовет принял решение об окончательной ликвидации кладбища и переносе могил, однако подготовка к началу войны с Финляндией не позволили выделить ресурсы для работ по захоронению. Поэтому могилы просто сравняли землёй и засыпали. Ряд надгробных памятников и плит были выведены, другие растащены, металлические ограждения сданы в переплавку. Из воспоминаний ветеранов завода, в годы вражеской блокады Ленинграда жители использовали часть бывшего кладбища для захоронения умерших. Здание церкви Сошествие Святого Духа использовалось в те годы под морг Володарского района, а позднее в 1967-м году было взорвано.

Церковь Святого Духа. 1940 г.
Церковь Святого Духа. 1940 г.

В 1960-м году на территории кладбища был построен кинотеатр Спутник, а в 1970-м году сооружен павильон станции метро Ломоносовская. В 1990 годах реконструкции Володарского моста проводились строительные работы на территории производственного корпуса ЛФЗ. Во время земляных работ на поверхности извлекались человеческие останки, могильные плиты, части памятников. Извлечённый останки были вывезены на свалку.

Государственный фарфоровый завод имени Ломоносова в годы блокады Ленинграда.

22 августа 1941г. через два месяца после начала Великой Отечественной войны, большая часть оборудования завода и уникальная коллекция заводского музея фарфора и стекла вместе с группой сотрудников были эвакуированы по железной дороге в городе Ирбит Свердловской области.

В Ирбите, на базе Ирбитского Диатомитового комбината, в кратчайшие сроки был налажен выпуск авто свечей для двигателей внутреннего сгорания танков и другой военной техники. Многие сотрудники завода в 1941-м году ушли на фронт и в народное ополчение, защищая родину героически погибли в боях. Не принято говорить, но в Ленинграде на многих эвакуируемых предприятиях осенью 1941 г. прошли массовые увольнения сотрудников.

Слесарь ГФЗ им. Ломоносова Н.С. Песуков выступает на митинге во дворе завода с призывом записываться в народное ополчение. 1941 г.
Слесарь ГФЗ им. Ломоносова Н.С. Песуков выступает на митинге во дворе завода с призывом записываться в народное ополчение. 1941 г.

В осаждённом Ленинграде с трудом пережили первую блокадную зиму и умерли от истощения во время эвакуации многие живописцы, писатели и скульптуры завода. Пока на заводе оставались запасы мазута для поддержания работы печей, в цехах выпускались фарфоровые изделия для госпиталей Ленинграда. Начиная с осени 1941 г., художники завода принимали участие в маскировке города, их руками были закамуфлированы корабли, стоявшие на Неве напротив завода. На территории завода расположились воинская часть на третьем этаже главного корпуса установили огневую точку.

В первую блокадную зиму из оставшихся на заводе сотрудников умерло 60 человек. В январе 1942 г. морозы доходили до -32°. Бичом города стали бытовые и производственные пожары – в сутки их случалось до 30. Тушить пожары было нечем, водопровод не работал, не было бензина для машин. Директор завода приказывал усилить противопожарную охрану предприятия, неослабно наблюдать за состоянием проруби на Неве и принимать меры к ежедневной её расчистке.

Оставшиеся в живых художники в 1943-м году приступили к созданию новых произведений, рассказывающих о героической обороне Ленинграда. Завод начал выпуск фарфоровой посуды, наладил производство сантехнического фарфора, необходимого для восстановления разрушенных зданий Ленинграда.

Ученица ГФЗ им. Ломоносова за росписью фарфоровых изделий. В центре - ваза "Ленинград - город-герой", автор А.А. Яцкевич. 1943 г.
Ученица ГФЗ им. Ломоносова за росписью фарфоровых изделий. В центре - ваза "Ленинград - город-герой", автор А.А. Яцкевич. 1943 г.

В сентябре 1943 г. возобновляет работу художественная лаборатория завода, где художники, вернувшиеся из эвакуации, создают произведения о героической обороне Ленинграда и к 200 летнему юбилею завода. Среди них – созданная А.А. Яцкевич роспись сервиза «Кобальтовая сеточка». С годами этот сервис стал визитной карточкой завода.

Слева: сервиз "кобальтовая сеточка". Справа: А.А. Яцкевич (1904-1952) художник ГФЗ им. Ломоносова в 1932-1952 годах. 1944 г.
Слева: сервиз "кобальтовая сеточка". Справа: А.А. Яцкевич (1904-1952) художник ГФЗ им. Ломоносова в 1932-1952 годах. 1944 г.

После снятия вражеской блокады города и возвращения в 1945-м году из эвакуации оборудования и коллекции заводского музея, на заводе началось восстановление производства. Весной 1945 г. в штате завода был уже 545 человек, работали более 10 цехов и служб. На завод возвращались работать демобилизованные из армии и флота художники, скульптуры другие специалисты. Основным было изготовление санитарно-технического оборудования, в чем испытывал острую потребность разрушенный под бомбёжками и артобстрелами и постепенно жевавшее Ленинград. Наряду с этим в цехах завода началось производство художественного фарфора.

Слева: Ваза "Оборона Ленинграда". Роспись Е.П. Кубарской. 1944 г. Справа: Ваза "Дорога Жизни". Роспись Т.Н. Безпаловой-Михалевой. 1944 г.
Слева: Ваза "Оборона Ленинграда". Роспись Е.П. Кубарской. 1944 г. Справа: Ваза "Дорога Жизни". Роспись Т.Н. Безпаловой-Михалевой. 1944 г.

Низкий поклон и сердечная благодарность всем, кто на боевом и трудовом фронтах приближали день Победы, кто мужественно пережил тяготы и лишения блокады Ленинграда. Никто не забыт и ничто не забыто!

В 1953-м году завод освободили от выпуска технического фарфора и решили провести реконструкцию предприятия для увеличения выпуска художественного фарфора. На месте жилых домов в 1960-м году возводится новый пятиэтажный производственный корпус, который вместил музей завода, художественную лабораторию, различные цеха и столовую. Построенный в стык к историческому зданию завода, он образовывал единый производственный комплекс благодаря сквозным проходам из одного здания в другое. В 2000 годах была проведена реконструкция помещения музея завода. Сегодня все эти строения на берегу Невы образуют единый ансамбль здания «Императорского Фарфорового завода».

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное и полезное.