1. Как Вы относитесь к появлению совершенно нового музейного комплекса таких внушительных размеров в Севастополе
Севастополь – город федерального значения, а соответственно он оправданно должен быть и культурным центром федерального значения. Генерировать смыслы, участвовать в формировании национальной культурной повестки, задавать тренды в области культуры. Именно с этой точки зрения, когда город является культурным центром притяжения, как раз и следует рассматривать появление в Севастополе таких масштабных объектов, как театр оперы и балета, художественная галерея, хореографическая академия.
2. В отличие от других строящихся кластеров (в Кемерове, Калининграде, Владивостоке) в Севастополе будет располагаться Российская государственная художественная галерея – самостоятельный музей, когда в других городах – это филиалы Третьяковской галереи. Как Вы к этому относитесь? Это, скорее, положительный опыт или нет?
Я к этому отношусь очень положительно не только, потому что сам возглавляю музей, а потому что считаю, что это уникальный опыт и чувство сопричастности к важному историческому событию. Не только для нас как членов команды, которые создают новый федеральный музей практически с нуля, но и всех севастопольцев.
Это не просто слова. Речь идёт о том, что в нашем случае создание художественного музея - это не просто создание современного выставочного центра, но ещё и создание новой национальной коллекции изобразительного искусства, которая когда-то встанет в один ряд и будет находиться на одном уровне с историческими коллекциями ведущих столичных музеев: Русского музея, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Появление музея такого уровня автоматически сделает Севастополь центром притяжения, и вызовет интерес не только поклонников искусства, но и массового туриста. В мировой практике достаточно таких прецедентов.
3. Российская галерея искусств создана в 2019 году. Расскажите, что удалось успеть реализовать за 4 года?
С момента учреждения нашего музея удалось реализовать немало. Во-первых, сформирован костяк команды. Это люди, которые создают музей, и сейчас каждый отвечает не только за какой-то свой определённый участок, будь то научно-исследовательская или образовательная работа, хранение музейных ценностей, юридическая или информационная поддержка, но и является таким ещё универсальным солдатом. Я очень рад, что у нас действительно формируется очень сплочённый коллектив и уверен, что в скором будущем это будет одна из лучших команд в музейной индустрии нашей страны.
Во-вторых, создание федерального бюджетного государственного учреждения – это большой объём нормативной работы, потому что это связано не только с спецификой работы бюджетных учреждений, но и со спецификой работы именно музея. А у нас существует специальное федеральное законодательство в области музейной деятельности. И там отдельный пласт нормативных требований и, соответственно, все наши внутренние документы должны полностью быть отработаны и соответствовать законодательству.
И, наверное, самое главное, что нам удалось. Это состояться именно как действующий музей на музейной карте нашей страны. Еще до завершения строительства мы открыли временный выставочный зал, где уже сейчас с успехом проводятся серьезные выставки. Это своеобразный музей в миниатюре, полностью соответствующий самым строжайшим требованиям с точки зрения безопасности и обеспечения температурно-влажностного режима. А это позволяет привозить в Севастополь шедевры из лучших музеев страны.
Мы выбрали стратегию, что мы не будем просто сидеть и ожидать окончания строительства, а потом уже начнём заниматься работой. Мы с самого начала погрузились в выставочную деятельность. И в деятельность по формированию коллекции произведений и предметов искусства. Конечно, на данном этапе она ещё только формируется. Поэтому в основном наши текущие выставки больше являются кураторскими, когда мы работаем с фондами и предметами из других собраний. Но тем не менее, каждая такая выставка — это серьезное научное исследование, которое несомненно оставляет определенный след, и, мы надеемся, будет служить определённым ориентиром для будущих поколений музейщиков.
Кроме того, временный выставочный зал стал заметной культурной площадкой в Севастополе – у нас проходят лекции, различные события, есть сувенирная лавка, где можно купить сувениры и книги, которые мы издаем. Таким образом, мы рассказываем севастопольцам о том, что будет в большом музее, какая будет программа и как будут расставлены приоритеты. И это важно, потому что музей в будущем, вне зависимости от сезона, будет привлекать своих зрителей и туристов.
4. Какова Ваша главная цель как руководителя музейно-выставочного центра?
Как я уже сказал, перед нами стоит достаточно амбициозная цель - создать один из лучших музеев в стране. Самый современный музей на юге России, который будет интересен и привлекателен, ради посещения которого люди будут специально ехать в Севастополь. Именно с таким пониманием мы подходим к своей работе. И это проявляется во всех мелочах – в том, как мы готовим проекты, как мы проводим свои исследования, как мы относимся к тому, как будет выглядеть наш музей, чем он будет наполнен.
5. Как Вы оцениваете архитектурную концепцию здания галереи искусств, проект, внешний вид?
Дело в том, что последние уже, наверное, лет тридцать во всём мире существует такой тренд, что новые здания музеев, будь то музей современного искусства, либо какой-то этнографический или мемориальный, уже сами становятся произведениями искусства. Архитектура — это ведь один из классических трёх видов искусства наряду с живописью, скульптурой.
Если посмотреть на последние примеры, коих достаточно много на Ближнем Востоке, в Китае – каждое музейное здание является таким шедевром архитектуры, и их проектируют лучшие архитекторы мира. И я считаю, что Севастополю прежде всего очень повезло в хорошем смысле этого слова, что автором архитектурной концепции выступает всемирно известный Вольф Прикс.
Это ведь мировая легенда современной архитектуры, один из создателей направления деконструктивизма. Это слово не должно нас пугать, деконструктивизм стоит рассматривать не как ломку традиций, а, напротив, как их переосмысление, пересборку. И в этом смысле здания театра оперы и балета и музея в Севастополе, которые составляют единый архитектурный ансамбль, не являются чем-то чуждым севастопольской архитектурной традиции. Потому что она все время менялась, все время эволюционировала. Она не просто шла в ногу со временем, но, порой, и опережала его, вызывая множество споров и обсуждений. И в этом постоянном развитии формировался облик города.
Даже в обывательском разговоре об архитектуре непременно будут упомянуты архитектурные ансамбли Севастополя и Санкт-Петербурга, даже если человек не был в нашем городе. Фильмы, открытки, памятные рассказы очевидцев. Вот в этом и есть уникальность города – он все время менялся, задавая новые направления, формируя неповторимый стиль и атмосферу. Я уверен, что здания культурного кластера также станут неотъемлемой частью будущего Севастополя. Местом, где люди будут как минимум фотографироваться на память.
6. Будет ли что-то особенное в галерее? Какие-то необычные и современные технологии? Если да, то для чего они будут применяться? Зачем это нужно посетителю?
Как я уже сказал, мы нацелены на то, чтобы наш музей стал и долгое время оставался одним из самых передовых музеев не только в стране, но и в мире. А поэтому при его создании мы формулировали достаточно жёсткие запросы и требования по технологическому наполнению.
Например, у нас запланирован центр цифрового искусства, где будут пространства, в которых можно реализовывать и демонстрировать медиаинсталяции и современные визуальные технологии. Это два театральных зала, где с помощью современных визуальных технологий можно представлять картины истории и погружать зрителя в эту историю, в виртуальную реальность. Вот, например, такой «аттракцион» у нас запланирован в «летающем театре». Это по большому счёту пространство, где человек может испытать достаточно сильные эмоции. Не только на визуально-психологическом, но и на физическом уровне. Человек может оказаться внутри ключевых исторических событий Первой или Второй оборон Севастополя.
Для того, чтобы это понять, мы используем такую метафору: более чем 100 лет назад зрителю показали историческое полотно Панорамы обороны Севастополя, и для зрителей это было своего рода культурным шоком. Потому что складывалось абсолютно реалистичное ощущение полного погружения в историческое событие: их окружали бои, войска, разрывы пушек, повсюду огонь и дым. Это оказывает достаточно сильное эмоциональное воздействие.
А с помощью современных технологий этот эффект можно усилить во много раз, и человек сможет пропустить через себя историю, почувствовать себя участником героических событий. Мы это рассматриваем не просто как аттракцион, а именно как полигон для презентации изобразительного искусства, но на новом технологическом уровне.
Мы планируем 3D-купольный театр — это что-то похожее на планетарий. Это пространство, где человек, надевая 3D-очки, может оказаться в виртуальной реальности. Например, внутри картины какой-нибудь, либо в космосе. Это намного более сильный эмоциональный эффект по сравнению, например, с VR очками. То есть здесь важен именно эффект ощущения настоящей, а не псевдореальности.
Это действительно уникальный визуальный опыт, и очень важно, что это можно использовать очень хорошо и качественно в образовательной программе, в вопросах изучения искусства и окружающего мира. Мы очень рассчитываем, что к открытию музея у нас получится уже реализовать эти проекты.
Кроме того, выставочные залы также будут уникальными. Они будут оборудованы по последнему слову техники. Это касается и вопросов обеспечения безопасности, и стабильного климата температурно-влажностного режима, и вопросы освещения, то есть создание различных световых сценариев, которые позволяют по-разному экспонировать предметы искусства.
Кроме того, одним из центральных ключевых пространств будет галерея Славы Севастополя.
То есть это зал, где мы через призму искусства, через художественные образы, но с использованием также современных технологий будем показывать и рассказывать историю Севастополя, историю героических событий, истории людей, которые совершали эти подвиги. И это тоже будет на самом передовом экспозиционном уровне.
В рамках программы деятельности музея запланирован и творческий образовательный центр. Это пространство, где люди смогут отрабатывать свои навыки, либо наоборот, получать дополнительное образование, обучаться техникам искусства, живописи, графики, видео- и фотографии, различным видам цифрового искусства и работе с материалами – это скульптура, лепка, гончарное дело и так далее. И здесь мы также достаточно требовательно подходим к формированию этого пространства и формированию его программы.
7. Как Вы сейчас, на этапе строительства, взаимодействуете со строителями, архитекторами, проектировщиками?
Как правило, мы напрямую взаимодействуем со строителями, архитекторами и проектировщиками, но я должен сказать, что у нас выработались и сложились очень конструктивные отношения.
Они сложились ещё на этапе отработки архитектурной концепции, возможно, отчасти, потому что нам пришлось пройти этот путь несколько раз. Здание музейного комплекса несколько раз меняло точку места посадки, координаты размещения, а это означало, учитывая неровный рельеф местности, что это было практически полное перепроектирование и перепланировка всей архитектуры.
Мы по несколько раз проходили этот путь, и уже даже на этом этапе у нас сложились конструктивные отношения как с заказчиком строительства, так и архитекторами, и основными подрядчиками.
Сейчас, когда уже ведётся стройка, также осуществляем плотное взаимодействие, так как еще достаточно много работы, еще идёт обсуждение технологических решений, которые будут инсталлированы в музейном комплексе.
Надо отметить, что современный музей - очень сложный инженерный механизм, который буквально напичкан технологиями. И это всё нужно очень тщательно отрабатывать, поэтому у нас очень конструктивные отношения со строителями. У нас есть возможность, и мы, безусловно, ею пользуемся, достаточно регулярно и часто посещать стройплощадку, осматривать, обсуждать, по ходу делать какие-то оперативные предложения, давать какие-то оперативные комментарии, выслушивать мнение коллег, и всё это, без сомнения, идёт на пользу. Причём последнее время у нас эти осмотры не только я делаю, а наши внутренние руководители, кто отвечает либо за вопросы, связанные с инженерными сетями и безопасностью, либо за вопросы хранения и экспонирования, вопросы образовательной и педагогической деятельности. Работа очень эффективно налажена, и мы в этом смысле очень благодарны коллегам.
Справочная информация:
Задача по строительству музейного и театрально-образовательного комплекса была поставлена Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным в 2018 году. Она была озвучена в Послании Федеральному Собранию и закреплена в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Кроме Севастополя строятся кластеры во Владивостоке, Кемерове и Калининграде.
Заказчик строительства - Фонд «Национальное культурное наследие», подрядчик по данному проекту в Севастополе - АО «АРГО». Архитектурную концепцию разрабатывало международное агентство «Coop Himmelb(l)au» всемирно известного архитектора Вольфа Прикса.