Археологи из Великобритании и Португалии провели математическое моделирование с помощью метода оптимальной линейной оценки, чтобы определить, когда появилась олдованская культура. Недавно открытые артефакты из кенийского местонахождения Ньяянга, возраст которых составляет от 2,6 до 3 миллионов лет, отодвинули предполагаемое время возникновения этой культурной традиции до 3,2–3 миллионов лет назад. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Human Evolution.
Долгое время считалось, что древние гоминины систематически начали изготавливать каменные орудия около 2,6 миллиона лет назад, когда появилась так называемая олдованская (олдувайская) культура. Об этом говорили находки, которые археологи обнаружили в эфиопских местонахождениях Гона и Леди-Герару. Однако недавно исследователи нашли в кенийском местонахождении Ньяянга 330 олдованских артефактов, возраст которых составляет от 2,595 до 3,032 миллиона лет. Причем помимо каменных орудий археологи обнаружили здесь кости древних бегемотов с порезами, а также два зуба парантропов.
Вместе с тем известны и более древние каменные орудия, которые примитивнее, чем артефакты олдованской культуры. Так, в 2015 году археологи опубликовали статью, в которой рассказали, что в кенийском местонахождении Ломекви-3 они обнаружили примерно полторы сотни каменных артефактов, возраст которых составляет около 3,3 миллиона лет. При этом остается непонятно, какие гоминины изготовили эти предметы — австралопитеки, кениантропы или кто-либо еще.
Алистер Кей (Alastair Key) из Кембриджского университета и Томос Проффитт (Tomos Proffitt) из Университета Алгарве с помощью математического моделирования решили выяснить, когда возникла олдованская культура. Для этого они обратились к методу оптимальной линейной оценки, предполагая, что самые ранние свидетельства изготовления орудий этой культуры нам неизвестны. Для расчетов они использовали датировки десяти древнейших местонахождений с олдованскими артефактами: от Ньяянги до Южной Канжеры, возраст орудий из которой составляет от 1,92 до 2,3 миллиона лет.
В ходе прошлых исследований, в которых не учитывались орудия из местонахождения Ньяянга, ученые пришли к выводу, что олдованская культура возникла между 2,644 и 2,617 миллиона лет назад. Однако, если включить в модель этот археологический объект, используя усредненную датировку в 2,813 миллиона лет, то время появления олдованской индустрии заметно отодвигается в прошлое — до 3,181–3,02 миллиона лет. Если в расчетах использовать нижнюю (3,032 миллиона лет назад) и верхнюю (2,595 миллиона лет назад) датировки для местонахождения Ньяянга, то олдованская культура возникла между 3,436 и 2,622 миллиона лет назад.
По мнению ученых, если олдованская культура появилась между 3,181 и 3,02 миллиона лет назад, то это повышает вероятность того, что первыми гомининами, изготавливавшими такие орудия, были австралопитеки. При этом такая оценка сокращает временной разрыв между первыми олдованскими орудиями и более примитивными артефактами из местонахождения Ломекви-3. Если позже подтвердится, что находки из Ньяянги датируются около 3,032 миллиона лет назад (максимальная датировка слоя отложений, в которых их обнаружили), то олдованская культура могла появиться раньше, чем ломеквийская индустрия. Более того, она могла возникнуть раньше, чем древнейшие известные свидетельства использования орудий — следы от каменных орудий на костях копытных животных из эфиопского местонахождения Дикика датируются примерно 3,4 миллиона лет назад.
Недавно на N + 1 рассказывали, что в эфиопском комплексе стоянок Мелка-Контуре обнаружили свидетельства быстрого перехода от олдованской культуры к ашельской. Возраст артефактов, относящихся к последней, составляет около 1,95 миллиона лет.