Умные предприниматели в последнем квартале года занимаются налоговым планированием на следующий год. И в процессе налогового планирования я сталкиваюсь с интересными ситуациями. Разберу одну из распространённых, которая может привести к непоправимым ошибкам и даже гибели бизнеса. Причём ситуация классическая, уже много лет: и это когда бизнесмену с большими амбициями и далеко идущими планами рекомендуют сразу открывать ООО. Не учитывая, есть ли у человека вообще первоначальный капитал на это дело, или целесообразно ли привлекать инвестиции на сырой бизнес-проект без какого-либо бизнес-плана (хотя бы "на коленке").
Основные преимущества, которые называют коллеги, когда рекомендуют зарегистрировать ООО, а не стать ИП, обычно два: 1) то, что у вас "ограниченная ответственность" (которая, собственно, и ограничена размером уставного капитала, минимально это 10 тыс. ₽): то есть если что-то произойдёт, то вы исполняете обязательства только в пределах этой суммы. И 2) - то, что ООО выглядит солиднее на рынке к такому бизнесу больше доверия. Ещё нередко рекомендуют стартовать с ООО из-за возможности сразу определить доли владельцев, и это задел на понятное масштабирование с известными дивидендами партнёров.
Но недавно во время налогового планирования мне несколько раз пришлось убеждать нескольких предпринимателей, что в их конкретных ситуациях оптимальнее было зарегистрироваться в качестве ИП. Прежде всего, исходя из их текущих финансовых условий. Для этого мы производили расчёты исходя из реальных данных или же запланированных предпринимателями финансовых движений. Самое важное: учитывать все неявные расходы: даже банковские комиссии, наполнение фондов (в первую очередь - тех, без некоторых не обойтись в бизнесе) и оплата технических сервисов.
Но ведь у ООО есть и недостатки!
- На самом деле ответственность ООО ограничена только условно. Если вы своими умышленными действиями завели ООО в долги, то отвечать вы будете всем своим имуществом. Это называется субсидиарная ответственность. Судебная практика в этом направлении идёт очень даже на стороне кредиторов, а не должника.
- Расходов в ООО с самого начала больше, чем у ИП, причём в разы. Как минимум должен быть один наёмный сотрудник: обычно это директор или генеральный директор. Вести бухгалтерию ООО сложнее, с этим в подавляющем большинстве случаев не справляется сам владелец или автоматизированный учёт, поэтому зачастую сразу идёт расход ещё и на бухгалтера.
- К ИП применимо больше льготных режимов налогообложения, и, при определенных условиях, налоговая экономия (только за счёт одного принятого ИП и грамотно оформленного юридически решения) может составить до 3,6 млн в год. Легально. Без "схематозов" и других танцев с бубнами.\Помимо собственных налогов, в ООО есть налоги учредителей при выводе дивидендов. Это ещё минус 13-15%.
- К юрлицам больше внимания контролирующих органов. Даже в только что образованное НКО - в 90% случаев в течение первого месяца работы приходит вызов в налоговую: так сказать, для порядка (познакомиться, уточнить обоснованность применения льготного режима налогообложения, а не ОСНО). Что уж говорить об ООО!
⭐️Очевидные выводы:
- без математики (хотя бы минимальной) нельзя принимать решение о выборе организационно-правовой формы бизнеса;
- ООО - не всегда более подходящее решение, чем ИП.
- налоговое планирование - ключ к пониманию ваших дальнейших действий. Welcome!