Найти в Дзене
Джаз.Ру

«Релиз года» по версии Радио JAZZ: изучаем альбом Анны Королевой «Timeless»

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»

Обложка альбома
Обложка альбома

Как мы уже сообщали, в Москве были вручены премии Радио JAZZ 89.1 FM «Все цвета джаза» за 2023 г. В категории «Релиз года» в «народном голосовании», которое проводилось на сайте радиостанции, победила Анна Королева с альбомом «Timeless», который вышел 22 сентября 2023 г. на лейбле Jazzist. Анна Королева, ранее известная прежде всего как саксофонистка и вокалистка, записала этот альбом как пианистка — в составе трио, где с ней играют Дарья Чернакова (контрабас) и Вартан Бабаян (ударные). Впрочем, вокал Анны Королевой на альбоме тоже звучит — в двух треках, драматургически и композиционно венчающих эту впечатляющую работу. Не звучит только саксофон: поздравляю коллег, дружно назвавших «Timeless» альбомом саксофонистки, хе-хе.

Анна Королёва, Дарья Чернакова, Вартан Бабаян (фото автора, 2020)
Анна Королёва, Дарья Чернакова, Вартан Бабаян (фото автора, 2020)

Поворот к фортепиано у Королевой оформился в 2020 году, когда на лейбле ArtBeat Music у неё вышел двойной альбом «Океан внутри», где звучало фортепианное трио в том же составе — Королева, Чернакова, Бабаян, а во второй части записи к инструментальной фактуре добавлялся вокал Анны (подробнее об этом альбоме см. интервью Королевой «Джаз.Ру», опубликованное в марте 2020 г.). Таким образом, «Timeless» — уже вторая работа Королевой в звукозаписи, где она выступает только как пианистка.

Выпускающим продюсером нового альбома выступил Араик Акопян — сооснователь лейбла Jazzist и арт-директор Клуба Алексея Козлова. Запись сделал в Тонстудии киноконцерна «Мосфильм» выдающийся звукорежиссёр Андрей Левин.

В марте 2020, говоря о своём повороте к фортепиано в интервью автору этих строк, Анна Королева так формулировала стилистику своего фортепианного трио:

Это то, что волнует нас сегодня, это разные грувы, на основе которых мы играем свободную политональную импровизацию, в которой есть элементы и от бибопа, и от фьюжн, и от барокко... Мы миксуем это, экспериментируем, но в понятной простой форме, на которую сегодня мы откликаемся... Это полистилистическая программа.
Продюсер Араик Акопян и музыкант Анна Королева принимают премию «Все цвета джаза» в категории «Релиз года» за альбом «Timeless» (фото НСН)
Продюсер Араик Акопян и музыкант Анна Королева принимают премию «Все цвета джаза» в категории «Релиз года» за альбом «Timeless» (фото НСН)

Новая работа Анны продолжает эту программу — продолжает в такой степени, что новый альбом, состоящий из восьми авторских пьес Королевой, открывается треком с намёком на мелодические линии эпохи барокко в теме, развитие которой происходит уже не просто по изложенным ей три года назад принципам на стыке бибопа и фьюжн, а вполне определённо в области кул-джаза — только в его современном изводе, где триольное свинговое ритмическое движение постоянно уступает место 8- и 16-дольным грувам.

Форма стала строже и чётче (три года назад Анна определяла свой идеал как «понятную и простую форму»), мелодический материал альбома в основном ясен и в целом доступен достаточно широкой аудитории, а прежняя экстатическая яркость импровизационного развития всё чаще уступает место элегическим, самоуглублённым, сумрачным по эмоциональному спектру интроспекциям. И постепенно слушатель, если в принципе задаётся вопросами слухового анализа музыки, начинает понимать: как бы ни определяла стилистику этой работы сама Королева, не барокко лежит в её основе— ой, не барокко! В истории музыки стилистика барокко, как одна из ранних форм классицизма, предшествовала романтизму. И вот именно с романтизмом-то, изложенным языком джазового искусства, мы в этой работе как раз и имеем дело.

Школьное определение называет наиболее важной чертой романтизма в музыке «непосредственное выражение мира человеческих чувств, свободу самовыражения, не ограниченного рамками условностей». Ну, в принципе, джаз в этом смысле начинается там, где романтизм останавливается. Между ними лежит пропасть модернизма — но Королева то ли сознательно, то ли инстинктивно даже не заглядывает в эту пропасть. Мир человеческих чувств и не ограниченное рамками формальных условностей самовыражение составляют эмоциональное наполнение её альбома — а что в нескольких тактах на нескольких треках тематический материал слегка напоминает характерные мелодические линии эпохи барокко, то в других тактах мелодические линии могут оказаться элементами и бибопа, и чего угодно ещё. Во всяком случае, в импровизационном развитии Королева развивает свой материал максимально далеко от барокко, да и от романтизма в строгом смысле — что бетховенском, что шопеновском.

Внимательный слушатель в конце концов окончательно убеждается в максимальной полистилистичности этой работы, где всякий стилистический элемент лишён собственного значения, но имеет смысл только в сочетании со всеми другими элементами, круто заваренными Анной в упругую, эклектически многообразную ткань. И сильнее всего убеждает вокальный финал альбома — я о заглавном треке, единственном, где есть текст (в самом последнем треке, «Marcello», как такового текста нет — только просветлённо-возвышенное «инструментальное пение» на условном языке).

В заглавном треке становится понятно, что, во-первых, «Timeless» нужно переводить в женском роде, а вот как именно — остаётся на усмотрении слушателя: любовь, о которой поёт Анна, можно трактовать и как «вечную», и как «вневременную». А во-вторых — что стилистический анализ окончательно теряет всякий смысл. Потому что избранные Королевой для заглавной композиции выразительные средства в части вокала равно далеки и от барокко, и от романтизма, и от джаза: это соул, со всеми его характерными мелизмами и интимным субтоном — и этот соул идеально сочетается с сугубо джазовым развитием в инструментальном соло!

Смысл имеет только совокупность применяемых музыкантом выразительных средств, а не то, откуда каждое из них взято и в какой пропорции они смешаны. Перешагнув пропасть модернизма и словно бы не заметив её, Королева пускает в ход вполне современный постмодернистский художественный аппарат, отрывая тщательно набранные на палитру многообразные, разнородные, но не пёстрые, а элегически-сумрачные краски стилистических элементов от их изначального контекста — и заставляя слушателя воспринимать их именно как эмоциональные краски, из которых складывается новое художественное высказывание.

Невозможно не согласиться, что Анна Королева на альбоме «Timeless» написала этими красками цельную, плотную и убедительную картину, которая оказывается глубже и шире, чем просто совокупность разных по настроению и эмоциональному спектру шести инструментальных и двух вокальных треков. Возможно, это звуковой эквивалент той самой впечатляюще сумрачной, почти монохромной графики, которая вынесена на обложку альбома...
СЛУШАЕМ АЛЬБОМ ЦЕЛИКОМ: