Найти тему
Письма Президенту

«Слово пацана»: история, ходящая по спирали

Пережившие распад СССР граждане, на тот момент учившиеся в школах, отлично помнят главную примету того времени: так называемые районовские движения. В России запилили сериал, в деталях воспроизводящий тот период, причем в декорациях Казани образца середины 1980-х. На пост Генсека уже взобрался Михаил Сергеевич Горбачев, а в воздухе запахло переменами. Казань, к тому моменту ставшая ареной битвы десятков уличных банд, «деливших асфальт», уже была готова породить первые ягодки так называемой организованной преступности, в 1990-е залившей кровью всю Россию. Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» проводит для нас экскурс в жизнь одной из таких банд – так называемых «универсамовских».

Поскольку свет увидело пока пять серий первого сезона, восторженно принятых русскоязычной публикой постсоветского пространства, мы бы не рискнули говорить о том, что проект Жоры Крыжовникова, прежде специализировавшегося на специфических комедиях вроде «Горько» и «Самый лучший день», романтизирует криминальную жизнь. Вообще, многочисленные вопли на этот счет, немедленно поднятые российскими лидерами общественного мнения, выглядят как скрытая реклама сериала. Поскольку именно благодаря таким стенаниям и требованиям запретить показ «Слову пацана» была обеспечена максимальная раскрутка.

В центре сюжета – жизнь казанского 14-летнего подростка Андрея, начинающего интеллигента, посещающего музыкальную школу. Он живет с мамой и младшей сестрой. Однажды жизнь свела его с ровесником Маратом, которого нужно было подтянуть по английскому. Марат и стал проводником Андрея в мир уличных разборок.

Литературной основой сериала стала публицистическая книга Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х», в которой автор разбирает так называемый «казанский феномен» — культуру молодежных банд, игравшую важную роль в жизни позднесоветской столицы Татарстана. Книга условно делится на три части, и первая как раз посвящена становлению этой самой бандитской культуры. Вторая повествует об экспансии казанцев в Москву и Петербург – первая половина 1990-х, третья посвящена формированию нового криминального поколения, когда авторитеты лихих 90-х по разным причинам отошли от дел.

То есть, сериал Жоры Крыжовникова, залетевший в топы «Кинопоиска», имеет весьма долголетнюю перспективу, что, видимо, и стало причиной неадекватной его травли на взлете. Ведь повествуя о третьей части становления казанского криминалитета, авторам придется своих героев делать депутатами Госдумы, губернаторами, иными важными чиновниками. Поскольку банды 1990-х не растворились в воздухе. Их члены, как показал нам еще один блестящий криминальный российский проект «Жмурки», просто мимикрировали в представителей власти. Вот только навыки рейдерства, рэкета и хищений никуда не делись. И «слово пацана» как ментальный код российского общества продолжает жизнь на более высоких уровнях, чем нам показали в сериале.