Имя Николая Рериха ассоциируется прежде всего с яркими горными пейзажами, написанными во время путешествия в Гималаи. Но не менее важная и интересная часть его творчества — работа в театре. Рерих сыграл не последнюю роль в успехе Русских сезонов — крупнейших гастролей русского искусства, организованных импресарио и меценатом Сергеем Дягилевым в 1908–1929 годах. Они охватили 20 городов в 11 странах Европы, Северной и Южной Америки. Команда «ВТБ — России» рассказывает о том, как Рерих создавал костюмы и декорации для Русских сезонов и почему антреприза Дягилева надолго сформировала у западной публики культурные представления о России.
Дружил с Дягилевым и разделял его ценности
В оформлении спектаклей Русских сезонов по приглашению Дягилева участвовали художники из художественного объединения «Мир искусства»: Николай Рерих, Александр Бенуа, Лев Бакст, Валентин Серов, Александр Головин. Рерих создавал в 1909–1913 годах эскизы костюмов и декорации для «Половецких плясок» из оперы «Князь Игорь» Бородина и оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова, а также балета «Весна священная» на музыку Стравинского.
Дягилева и Рериха помимо многолетней творческой деятельности связывала и крепкая дружба. Художник ценил в Дягилеве энтузиазм, преданность искусству и называл его «искренним рыцарем эволюции и красоты». Оба они тонко чувствовали искусство и считали своей задачей сохранить культурное достояние страны. «Каждый из нас в своей области должен вносить свою лепту в Русскую Сокровищницу. Должен радоваться, что и ему выпала честь трудиться для Родины, для великой Родины», — писал Рерих в своем дневнике.
Интересный факт: Русские сезоны считаются образцом гезамткунстверка —творческой концепции, в основу которой положена идея взаимодействия элементов различных видов искусства в одном произведении.
Старался передать в декорациях и костюмах историческую атмосферу
Приступая к работе над оформлением спектакля, Рерих глубоко изучал время действия, его своеобразную атмосферу, образы персонажей: история и археология увлекали его с детства. Работая над костюмами, он заботился не только об их исторически достоверном и при этом эффектном внешнем облике, но мыслил как хореограф и режиссер: представлял, как одежда будет жить на сцене, взаимодействовать с артистами.
В 1908-1909 годах Николай Рерих по просьбе Дягилева создал эскизы задника для постановки оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Существует несколько вариантов эскиза этой декорации. Их объединяет один и тот же мотив: вечерние сумерки, раскиданные на пологих степных холмах юрты, поднимающийся кверху дым от костров и огромный небесный простор. Здесь нет театральной декорации в общепринятом понимании — ни кулис, ни типовых предметов. Из-за того, что Дягилев решил привезти в Париж не всю оперу «Князь Игорь», а лишь балетный фрагмент ее второго действия — «Половецкие пляски», остались невостребованными другие готовые эскизы: «Путивль», «Двор Галицкого», «Терем Ярославны», «Плач Ярославны».
Интересный факт: европейцы воспринимали дягилевские спектакли как «репортаж» из далекой и неведомой России. Известный художник Морис Дени об одном из спектаклей Русских сезонов отзывался так: «Вот это краски! Вот это декорации! Я только что вернулся из России, и у них везде так!»
Вызвал восторг парижской прессы
В 1909 году балет «Половецкие пляски» на музыку Бородина в исполнении труппы Дягилева имел грандиозный успех на сцене парижского театра «Шатле». Во многом это произошло благодаря декорации половецкого стана и костюмам, созданным по эскизам Николая Рериха. Триумф, выпавший на долю художника, не уступал триумфу хореографа Фокина. «Верилось, что достойная оценка всех русских сокровищ произойдет. И вот ценности утверждены, славные деятели признаны, и слава русская звучит по всем краям мира. Радуется сердце о Славе Русской», — отзывался об этом успехе Рерих. Легендарный спектакль стал своеобразной точкой отсчета 20-летней истории Русских сезонов и не покидал репертуар антрепризы на протяжении всего ее существования. Наряду с другими постановками, он способствовал установлению на Западе моды на все русское благодаря своему аутентичному колориту.
Парижская пресса с восхищением отзывалась о театральных работах художника. «Я не имею чести лично знать Рериха… Сужу о нем только по декорациям в „Шатле“ и нахожу их чудесными… Все, что я видел в „Шатле“, переносит меня в музеи, на всем видно глубочайшее изучение истории, и во всем этом нет обыденщины, банальности и нудной условности, к которым так привыкла наша театральная публика…» — писал один из французских корреспондентов.
Интересный факт: «Половецкие пляски» — самый популярный хореографический номер Русских сезонов. Он выдержал рекордное количество представлений: по свидетельству Рериха, к 1920 году их насчитывалось более 500.
Был оскорблен реакцией публики на балет «Весна священная»
Одной из самых запоминающихся «рериховских» постановок Русских сезонов был балет Игоря Стравинского «Весна священная». Спектакль был впервые поставлен Вацлавом Нижинским на сцене парижского Театра Елисейских полей в 1913 году. Рерих принимал участие в его создании как либреттист и театральный художник. Хореография Нижинского была новаторской, поскольку во многом складывалась под воздействием авангарда. Это породило геометрическую гротескность поз, изломанность движений и жестов танцовщиков. Вторили хореографическому рисунку и костюмы авторства Рериха. Ни в каких других театральных работах Рерих не подходил так близко к искусству авангарда, как в эскизах этих языческих костюмов.
Премьера «Весны священной» вызвала грандиозный скандал. Публика не оценила новаторства и освистала балет. Французский писатель и поэт Жан Кокто был зрителем постановки и описывал это так: «Зал… мгновенно взбунтовался. Публика смеялась, вопила, свистела, хрюкала и блеяла и, возможно, со временем устала бы, но толпа эстетов и кое-какие музыканты в непомерном рвении принялись оскорблять и задевать публику в ложах. Шум перешел в рукопашную».
Рерих был оскорблен таким отношением, а Дягилев — доволен, потому что скандал гораздо лучше равнодушия. «Вот это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются! Внутренне они уже чувствуют ценность, и свистит только условная маска», — уверял он. Несмотря на скандальный дебют, Дягилев продолжал включать балет «Весна священная» в репертуар Русских сезонов.
Интересный факт: театральные эскизы Рериха используются и при создании современных постановок. Например, в 2020 году Большой театр представил оперу Римского-Корсакова «Садко» — одна из частей спектакля была оформлена по образцам Рериха. А в 2003 году Мариинский театр показал реконструкцию балета «Весна священная», для которой воспроизвели сценическое оформление Николая Рериха и хореографию Вацлава Нижинского.
Творчеству Николая Рериха посвящена новая выставка в Третьяковской галерее. В экспозиции впервые представлен театральный задник к балету «Половецкие пляски», созданный по эскизу Рериха для Русских сезонов. Размер полотна — 10 × 23 метра. Это самый масштабный экспонат галереи. Генеральный спонсор проекта — банк ВТБ. Чтобы лучше разобраться в искусстве Николая Рериха и подготовиться к посещению выставки, посмотрите лекцию о театральных работах, а также об иконах и мозаиках Рериха, которую совместно провели лекторий Level One и ВТБ.