Найти тему
МИР ИСТОРИИ - WOH

Ему 42, а ей 15: история любви Николая Резанова и Кончиты

Оглавление

Роман русского дипломата, аристократа и предпринимателя Николая Петровича Резанова и дочери коменданта Сан-Франциско Консепсьон Аргуэльо (иначе – Кончиты) известен россиянам во многом благодаря знаменитой рок-опере «”Юнона” и “Авось”». Но разве может быть настоящая любовь между 42-летним мужчиной-вдовцом и юной 15-летней девушкой?

Поэт Андрей Вознесенский, композитор Алексей Рыбников и режиссер Марк Захаров уверенно отвечают: да, конечно, может! Но – как это обычно бывает в подобных случаях – реальная история Резанова и Кончины была не только романтической, но и прозаической. Какие отношения на самом деле связывали русского героя и испанскую красавицу?

«Следствие энтузиазма и новая жертва Отечеству»

Так писал Резанов о своих романтических отношениях с Кончитой. Но как обручение с комендантской дочкой помогло графу послужить Отчизне? Через свою избранницу Николай Петрович рассчитывал добиться от ее отца и губернатора Сан-Франциско важных торговых привилегий для русских кораблей.

По словам ученого-естествоиспытателя Лангсдорфа, который сопровождал графа Резанова, последний «с одинаковым энтузиазмом занимался и сватовством, и вопросом обеспечения регулярных поставок зерна и муки в Русскую Америку из Новой Калифорнии». За ироничным тоном этой записи с трудом угадывается жесткая правда жизни.

Русские поселенцы на Аляске жили впроголодь и буквально вымирали в ожидании очередной партии продуктов, которые доходили до них с большим опозданием и вдобавок в испорченном состоянии. Так что энтузиазм графа, безусловно, заслуживает всяческих похвал: ведь он хлопотал о спасении людей от голодной смерти. И он вполне добился своей цели: из Калифорнии в Русскую Америку Николай Петрович увез больше 2000 пудов пшеницы, 300 пудов ячменя, 500 пудов бобовых.

Владимир Латынский «Прощание камергера Николая Резанова с Кончитой Аргуэльо»
Владимир Латынский «Прощание камергера Николая Резанова с Кончитой Аргуэльо»

«Любви все возрасты покорны»

Они были знакомы всего 6 недель, которые Резанов провел в Сан-Франциско. За этот короткий промежуток времени Николай Петрович успел многое: стал своим в семье коменданта, очаровал Кончиту, сделал ей предложение руки и сердца и даже обручился с ней. Но Резанов не был по-настоящему влюблен. Это доказывают строки его последнего письма, написанного перед смертью:

«Контепсия мила, как ангел, прекрасна, добра сердцем, любит меня… Я плачу о том, что нет ей места в сердце моем…».

В этих словах нет ни тени насмешки или самолюбия, свойственного беспринципным авантюристам-ловеласам. Можно с уверенностью предположить, что Резанов был бы неплохим мужем для своей избранницы, если б не умер на пути домой в 1807 году.

Что касается Кончиты, то она была не только влюблена, но и воодушевлена перспективой начать новую жизнь в большом свете. Девушка была хорошо воспитана (в отрочестве училась в Париже и во францисканской миссии Долорес), и, конечно, скучала в своем крохотном, тесном мирке: в Сан-Франциско проживало всего 70 белых колонистов, столица ближайшей провинции Монтерей находилась в двух днях пути, путешествие в соседнюю Мексику было слишком опасно – не говоря уже о родной, но такой далекой заокеанской Испании.

Анатолий Соколов «Кончита Аргуэло»
Анатолий Соколов «Кончита Аргуэло»

А граф Резанов был представительным, образованным, воспитанным и состоятельным мужчиной, и брак с ним представлялся не только красивым, но и выгодным. В одном письме Николай Петрович отметил «предприимчивый характер» и «честолюбие неограниченное» своей юной невесты. Впрочем, это нисколько не умаляет личный подвиг Кончиты, которая узнав о смерти Резанова, осталась ему верной до конца своих дней. Она так и не вышла замуж, занималась благотворительностью и скончалась в доминиканском монастыре, где приняла постриг.

«Высочайшее благоволение» на образование «Российско-Американского края»

Так гласила инструкция, которой снабдил Николая Резанова сам император Александр I. Выражаясь современным языком, царь поручил графу не только хозяйственное обустройство Аляски, но и освоение новых земель на североамериканском континенте.

Эту задачу Николай Петрович выполнял по мере своих скромных сил и возможностей. Так, он восстановил на Аляске училище для мальчиков и девочек; причем учиться там могли и местные индейцы. Он основал больницу и даже организовал суд с участием представителей туземцев.

Неизвестный художник «Портрет Николая Петровича Резанова» / Государственный исторический музей, Москва
Неизвестный художник «Портрет Николая Петровича Резанова» / Государственный исторический музей, Москва

Во время пребывания в Сан-Франциско он добился от местных властей права на строительство укреплений. Через отца Кончиты предприимчивый граф даже рассчитывал расширить сферы русского влияния на калифорнийском побережье, а дальше – выйти к Сахалину и Курильским островам.

Словом, план Резанова был весьма масштабным и патриотичным. А его реализация упиралась в брак с юной девушкой, которая была хрупким звеном между Россией и Калифорнией. Сто́ит ли упрекать графа за то, что он собирался жениться по расчету? И дискредитирует ли настоящий Резанов своего литературного героя?

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))