Найти тему
TheatreHD

Первое фолио: чего мог лишиться театральный мир

В ноябре 2023 года исполнилось 400 лет со дня выхода в свет книги, которую весь мир знает под названием “Первое фолио” Шекспира.

Что это за книга? Почему она так важна? И действительно ли она была первой? Давайте разбираться.

Сейчас нам трудно представить себе, что пьесу, которую мы посмотрели в театре, нельзя прочесть - хоть в интернете, хоть в книге. Лондонский Национальный театр даже выпускает специальную серию книжечек для своих спектаклей, и даже если пьеса совсем новая и написана специально для театра, с ней можно будет познакомиться в письменном виде.

Но так было далеко не всегда. Во времена до Шекспира людей не интересовало, кто сочинил историю, которую они видят на сцене. Могло интересовать, как называется пьеса, а также кто покровительствует театру. Комедию играют или трагедию. В особых случаях, если труппа была знаменитая - имена ведущих актеров. И это более или менее всё.

Пьесы не считалась серьезной литературой, не входили в перечень того, что должно было быть в библиотеке образованных людей. Не было никакого внятного понятия авторских прав. Но это, на самом деле, и не удивительно, ведь до какого-то момента авторы и не защищали их особо, а пьесы для представлений сочинялись в соавторстве. Потенциальному издателю достаточно было добыть текст пьесы, а морочиться или нет с разрешением на ее публикацию, зависело уже только от его моральных качеств. Вот так интересно: когда у авторов еще не было никаких прав, у книгоиздателей они уже были. Кроме того, на издательство пьес повлияла и чума - театры были закрыты, всем было не до того. Скорее всего, те несколько пьес Шекспира, что были изданы первыми, попали к издателям благодаря “распродажам”, связанным с бедственным положением театров.

-2

Когда начинают сомневаться в существовании Шекспира, часто ссылаются на то, что в истории сохранились знания о его коммерческих навыках (почему-то это считается противоестественным для человека искусства). Но дело как раз в том, что будучи драматургом и актером, Шекспир обладал и прекрасным чутьем на выгоду, и умением иметь дело с коммерческой стороной вопросов. И он боролся за свои авторские права, за то, чтобы пьесы не были анонимными и ассоциировались не только с труппой, актерами и покровителем, но и с тем, кто истории сочинил.

Первая пьеса Шекспира, официально изданная под его именем, увидела свет в 1598 году. Это были “Бесплодные усилия любви”. Да, это была пьеса, подписанная именем ее автора! Прорыв сквозь анонимность драматургии начался именно тогда. И представить себе, что спустя 400 с лишним лет драматургам вновь пришлось сражаться против анонимности и воровства фирменного стиля и слога (да, мы про недавно завершившуюся забастовку Сценаристы против ИИ)! История, увы, циклична в самых неожиданных вопросах.

Роль авторства для продаж можно оценить по тому факту, что буквально через пару лет стали появляться издания пьес, никакого отношения к Шекспиру не имеющих, но подписанных его именем. Шекспир изменил мир драматургии - имя автора больше нельзя было игнорировать, оно стало инструментом продаж и рекламы.

При жизни Шекспира из печати вышли несколько кватро (22 см на 17 см, четверть печатного листа), среди которых различают “хорошие” (текст в которых более или менее совпадает с фолио 1623 года) и “плохие”, где тексты, очевидно, были украдены. Таким образом вышли, к примеру, “Ромео и Джульетта” и “Гамлет” - и тексты там были таковы, что следом за ними Шекспир или его труппа вынужденно издавали уже правильные пьесы - лучше было опубликовать пьесу, чем смириться с тем, в каком виде она гуляла по читателям.

Во все времена есть издатели, уважающие авторские права, и те, кто хочет заработать, не делясь деньгами с автором. Были такие и во времена Шекспира. Не желая покупать тексты и права, они отправляли на представления лазутчиков с хорошей памятью, чтобы те учили текст наизусть и потом пересказывали (представляете себе конечный результат?). Иногда подкупали кого-то из артистов, но тут тоже был не очевидный результат: ведь артист хорошо знал только собственную роль (роли), а остальные тоже пересказывал как запомнилось. Доподлинно известно, что именно актер, исполнявший эпизодическую роль, и надиктовал издателю “Гамлета”.

Надо понимать, что в те времена актеры не получали на руки всю пьесу целиком. Из соображений защиты ли, экономии или потому, что так было удобнее работать с текстами, никому из актеров не выдавалась пьеса целиком, у каждого на руках был свиток со своей ролью.

Современным актерам фолио тоже в руки не дали ;)
Современным актерам фолио тоже в руки не дали ;)

А издатель-пират Джон Дантер (представляете, история даже сохранила его имя!) сначала издал, в 1594 году, “Тита Андроника”, а еще через три года “Ромео и Джульетту”, с совершенно искаженным текстом. Он нанял “детектива”, который ходил на представления и записывал текст. Да, да, издать пьесу в вольном пересказе, а что такого?

В таком виде пьесы также издавались с именем Шекспира на обложке. Иногда их не подписывали вовсе, иногда выдавали за Шекспира то, что не имело к нему отношения. Представляете себе уровень бардака?

В 1616 году Шекспира не стало. Умер он, уже отойдя от лондонских дел, в своем доме в Стратфорде. В том же 1616 году поэт и драматург Бен Джонсон выпустил сборник своих работ.

Бен Джонсон
Бен Джонсон

Это было невероятное по тем временам событие. Сборники, фолианты выпускались только для “серьезных авторов” (авторы пьес таковыми не считались), к тому же, обычно были посмертными. А Джонсон выпустил сборник своих пьес, к тому же прижизненный. И хотя многие этот ход не оценили и были возмущены, популярность Джонсона и предыдущие результаты, которых достиг Шекспир, сыграли свою роль - сборник оказался очень популярным.

Издатель Томас Пэвиер обратил внимание на результаты Джонсона и решил издать сборник пьес Шекспира. Он планировал издать сборник из 10 пьес, только на четыре из которых у него были права, еще четыре были украдены, а две и просто не имели никакого отношения к Шекспиру.

Лучшим способом борьбы с незаконными публикациями было выпустить публикацию законную. Чем и озаботились друзья и бывшие компаньоны Шекспира. Пэвиер, впрочем, от своей идеи не отступил, поскольку экземпляры его тиража уже были отпечатаны, он смухлевал с датами выхода в свет.

Джон Хемингс и Генри Конделл работали с Шекспиром в «Слугах короля» в качестве актеров и акционеров компании. Они имели полный доступ к коллекции рукописей труппы и так или иначе участвовали в создании многих произведений Шекспира. О том, что эти двое имели тесные связи с Шекспиром, можно судить по тому факту, что оба были упомянуты в его последней воле и завещании.

В отличие от Пэвиера, коллеги Шекспира хотели действовать по всем правилам. Они сформировали консорциум с книготорговцем Эдвардом Блаунтом и тандемом отца и сына печатников Уильяма и Исаака Джаггардов и стали собирать тексты.

-5

Исходный материал был подготовлен из комбинации «черных копий» (рабочих черновиков пьес Шекспира), «чистых копий» (чистых транскрипций нелицензионных копий), книг-подсказок (аннотированных версий чистовых копий, использованных при постановке настоящего спектакля). ) и кварто (ранее опубликованные издания пьес). По некоторым данным, в работе над текстами также принимал активное участие суфлер “Слуг короля” Эдвард Найт.

Они выкупали права там, где они были проданы на сторону, правили и вычищали тексты предыдущих изданий (известно, что Шекспир со временем корректировал свои пьесы. Например, вы знали, что в первой редакции “Гамлета” Гертруда принимала аргументы сына и становилась на его сторону?) Так что работы с каждой пьесой с тем, чтобы она вышла в максимально корректном виде, было очень много.

Книгу поделили на три части: Комедии, Истории (то, что мы сейчас называем Историческими хрониками) и Трагедии. У каждой из частей была своя нумерация, потому что печатать их в хронологическим порядке было совершенно невозможно - где-то права уже были, где-то их “чистили” в процессе, где-то пришлось поднимать архивы и откапывать другие редакции тех пьес, которые оказались у отказавшихся сотрудничать издателей. Для того, чтобы понять, в какой последовательности печатались пьесы, проводили настоящее детективное расследование. Если вам интересно узнать про это подробнее, то почитать про последовательность набора пьес и про сложности с получением прав можно тут http://www.william-shakespeare.ru/books/item/f00/s00/z0000002/st030.shtml?ysclid=lpoajpcwki448237711

Известно, например, что в процессе участвовало 5 наборщиков, и у них была очень разная квалификация, двое из них справлялись очень так себе, так что книга вышла со следами множества правок в верстке.

-6

В Первом фолио напечатано 36 пьес. 18 из которых были напечатаны впервые! Мы могли бы лишиться "Бакбета", "Двенадцатой ночи" и "Укрощения строптивой", "Кориолана" и "Зимней сказки"! Только благодаря верности и упорству друзей Шекспира эти пьесы были сохранены для потомков.

Скорее всего, было отпечатано порядка 1000 копий фолио (фолио - печатный лист, размер 60 на 40 см). Стоила одна книга 1 фунт стерлингов (по современным меркам - порядка 200 долларов). До наших дней дожило 233 экземпляра, из которых порядка 40 сохранились целиком. Первое фолио Шекспира считается одной из самых ценных книг в истории человечества.

По случаю 400-летия книги собрали небольшой абонемент "Сокровища Первого фолио", напоминающий нам о том, чего мы могли лишиться. Посмотреть можно тут.