Найти в Дзене

Воровство топлива в автопарке и как с ним бороться

Говорят, идея сливать чужое топливо возникла примерно тогда же, когда появились первые автомобили, а бензин был дефицитом. Подтверждение этой теории оставим историкам-криминалистам, а практика показывает: если у вас есть корпоративный транспорт, с близкой к 100% вероятностью вы сталкивались с воровством. Это, конечно, неприятно, а главное — дорого: даже на среднего масштаба автопарке ущерб измеряется сотнями тысяч рублей в год. О том, какие способы используют недобросовестные водители и как компании могут им помешать, поговорим сегодня. Ловкость рук: способы мошенничества с топливом Российские водители славятся своей находчивостью и мастерством — без всякого сарказма, это действительно ценные качества. Кроме тех случаев, когда творческий потенциал направляется на решение не самых честных задач. Какие махинации с топливом используют чаще всего? Сливать из бака Самый простой способ: ГСМ через шланг сливают из бака в канистру. В небольших объемах недостачу легко замаскировать: мол, расхо
Оглавление

Говорят, идея сливать чужое топливо возникла примерно тогда же, когда появились первые автомобили, а бензин был дефицитом. Подтверждение этой теории оставим историкам-криминалистам, а практика показывает: если у вас есть корпоративный транспорт, с близкой к 100% вероятностью вы сталкивались с воровством.

Это, конечно, неприятно, а главное — дорого: даже на среднего масштаба автопарке ущерб измеряется сотнями тысяч рублей в год. О том, какие способы используют недобросовестные водители и как компании могут им помешать, поговорим сегодня.

Ловкость рук: способы мошенничества с топливом

Российские водители славятся своей находчивостью и мастерством — без всякого сарказма, это действительно ценные качества. Кроме тех случаев, когда творческий потенциал направляется на решение не самых честных задач. Какие махинации с топливом используют чаще всего?

Сливать из бака

Просто берешь  и сливаешь топливо
Просто берешь и сливаешь топливо

Самый простой способ: ГСМ через шланг сливают из бака в канистру. В небольших объемах недостачу легко замаскировать: мол, расход увеличился из-за жары, кондиционера, пробок, перегруза, плохой дороги и т.д. Или вовсе подкрутить одометр, искусственно завысив пробег. Таким образом водитель может присваивать (для продажи или личного использования) десятки литров с каждой заправки. Особенно дерзкие просто заправляют чужие баки с корпоративной топливной карты.

Продвинутый вариант — слив возвращенного топлива. С помощью клапана с краном, установленного на линии возврата, неотработанный бензин попадает не обратно в бак, а в канистру. Тут уже риски не только финансовые: такая модификация может привести не только к поломкам, но и к возгоранию.

Подделывать чеки

Утром заправка — вечером деньги
Утром заправка — вечером деньги

Если расчет за топливо ведется по старинке — по чекам, это открывает простор для “предпринимательства”. Водители достают чужие чеки с завышенными суммами, а заправляются на более дешевой (иногда нелегальной) АЗС или более дешевым топливом. В этом случае некачественное топливо, кроме прямого ущерба, приносит компании последствия в виде поломок и ускоренного износа двигателя.

Договориться с заправщиками

Я сделаю предложение, от которого нельзя отказаться
Я сделаю предложение, от которого нельзя отказаться

Незатейливую мошенническую схему проворачивают с участием оператора АЗС. Суть в том, что ГСМ заливают меньше, чем указывают в чеке: например, оплачено 200 литров, а залито 160. Остаток оператор сбывает налево, а разницу делят пополам. Перерасход топлива, как и в первом случае, опытный водитель всегда сможет объяснить.

Что делать? Технологии в помощь

А что если я скажу тебе, что ты можешь контролировать каждую заправку
А что если я скажу тебе, что ты можешь контролировать каждую заправку

“Нецифровой” способ выявить махинации с топливом — проводить контрольные рейсы с сопровождающим, чтобы замерить показатели расхода и сверить их с предыдущими. Процедура трудозатратная и потенциально конфликтная: расхождения покажут вероятность обмана, но оценить размер ущерба и тем более возместить его будет сложно.

Более действенный подход — не выявлять проблему пост-фактум, а предотвращать саму возможность мошенничества.

Для этого есть удобные ИТ-инструменты, один из которых — приложение Топливо+. Начав работать с сервисом, вы получаете доступ в личный кабинет руководителя автопарка, где будет отображаться история заправок по каждому водителю. Вы задаете лимиты — на сутки или на месяц, в рублях или литрах — сколько и какого топлива водитель может заправить. Получаете доступ к подробной аналитике топливных затрат.

И наконец, сервис технически ограничивает манипуляции с чеками и объемами заправки. Находясь на АЗС, водитель выбирает номер колонки, вид и количество топлива, — и указанный объем подается автоматически. Данные мгновенно отображаются в личном кабинете руководителя, оплата производится из приложения. Каждый этап процесса заправки автоматизирован, а значит, пространства для маневра остается мало.

А ужать это пространство до нуля поможет система мониторинга, построенная на базе приложения в комплексе с датчиком уровня топлива (ДУТ). Датчик, отображая фактический объем бака и его увеличение, позволит сопоставлять фактический объем заправки со стоимостью транзакций. Это практически на 100% обезопасит вас от сливов даже в микрообъемах.

Хотите попробовать? Это очень просто: в отличие от топливных карт, подключить сервис Топливо+ можно прямо на сайте и всего за 15 минут.