На мысль написать эту заметку навели обстоятельства: учителя в нашем муниципалитете отказались участвовать в конкурсе. И я их понимаю, так как и самой приходилось участвовать дважды, быть победителем (оба раза) муниципального этапа и выступать в финале на региональном уровне. Так что, "кухня" мне знакома.
Победитель конкурса "Учитель года", скорее, хороший шоумен, нежели хороший учитель. Харизма, обаяние, уверенность в себе, артистизм. Это главные качества конкурсанта. Их и демонстрируют обычно победители.
И конкурсный урок - это настоящее шоу. Не более того. И детям, с которыми эти уроки проводятся, они, скорее, вредны.
Вот представьте: пришёл весь из себя такой классный, улыбчивый парень (с 2-3-5 годами опыта), поставил столы и стулья необычайным образом в кабинете, позаигрывал поиграл с детьми, поблистал интеллектом, красиво подвёл итоги в конце "урока". Естественно, всех похвалил. И, конечно, всем всё понравилось.
А назавтра пришла к этим же детям условная Марина Сергеевна в возрасте 50+, их постоянный учитель. Никаких заигрываний. Объяснила - спросила. Дала задание, проверила. У неё программа, ей играть и веселить детей некогда. Ей нужно подготовить их к контрольной работе (к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, нужное подчеркнуть). И так подготовить, чтобы справились с заданиями.
Разумеется, такая Марина Сергеевна в глазах детей скучна и занудна, конечно, она проигрывает юноше-конкурсанту. Ведь дети вряд ли задумываются о том, что "урок", который провёл для них конкурсант, требует многодневной подготовки, и подобные уроки просто невозможно (и не нужно!) проводить постоянно. Конкурсный урок "заточен" на то, чтобы показать во всём блеске именно конкурсанта. А какую пользу извлекут дети - дело третье.
Польза для учителя от участия в конкурсе "Учитель года"
Даже если учитель просто принял участие в конкурсе - на муниципальном или даже на школьном этапе (в крупных школах) - это "стимулирующие" баллы и прибавка к зарплате.
Это проверка себя на прочность. Возможность "других посмотреть" и научиться "себя показать". Повод провести анализ собственного уровня.
Это, наконец, развитие кругозора. А поиск идей для конкурсного урока, разумеется, расширит профессиональный арсенал педагога. И какие-то элементы, какие-то находки с конкурсного урока (своего или соперников) можно будет применять (может быть!) в повседневной работе. Словом, какая-то польза от участия в конкурсе для учителя есть.
Но я бы никогда не стала превозносить участника и даже победителя конкурсов над теми, кто изо дня в день занимается рутинной работой, не "звездит".
В советниках у министра - победители конкурсов "Учитель года". Что насоветуют?
Победители финала педагогических конкурсов 2023 года стали советниками министра просвещения РФ. Один из них - учитель русского языка и литературы школы МИД России в Тегеране, столице Исламской республики Иран. Ему 30 лет, он целых восемь лет проработал в школе и может советовать министру. А почему бы и нет? Ведь министр всего 2 неполных года в школе проработал. А этот парень - аж 8. И сколько-то из них - в школе МИД РФ в Тегеране. Вот этот опыт-то самый ценный и есть - тегеранский. Правда же?
Ещё в советниках министра есть "Директор школы 2023 года", самый молодой директор школы в Калужской области (школа г. Калуги №25). Он руководит школой с очень сильным, достаточно возрастным учительским составом, где среди педагогов есть и заслуженный учитель, и отличники народного образования. С таким составом можно добиваться хороших результатов. Он и добился.
Но, мне кажется, хорошо бы министру в советники не этих шоуменов, а вот как раз кого-то из заслуженных тётечек-учительниц в возрасте 50+. Чтобы за плечами лет 20-30 работы в школе. Причём не обязательно в столичной. А где-нибудь в Астраханской области, в Ивановской или моей - Кемеровской.
Если их заставить участвовать в конкурсе, то блестящей феерии обаяния и таланта мы, возможно, и не увидим. Но зато увидим добротный, результативный урок. Представления и мероприятия в школе нужны - но лишь время от времени. Во главу угла должна быть поставлена Система. Вот опытные учителя и способны выстроить такую стройную "Систему". И, если их не забрасывать тестированиями и не мучить непрестанными участиями в ненужных конкурсах, не навешивать на них 40-часовую нагрузку, то в эту систему они прекрасно впишут и деятельностный, и индивидуальный подходы.
Вот они-то и могут посоветовать нашему потешному министру, как следует выстраивать систему образования. Но их не допустят. Потому что их Система обучения не предполагает замены учителя искусственным интеллектом. И хитрым схемам для "рубки бабла" там не найдётся места. Хотя отказываться от цифровизации образования - в разумной мере! - никто не призывает.
У вас может сложиться мнение, что я против молодёжи в педагогике. Ни в коем случае! Я - целиком "за". Дети обожают молодых учителей. И именно молодые должны, преимущественно, работать с детьми. Но я против того, чтобы удачливые шоумены, работающие в элитных школах советовали министру.
Буду рада, если выскажете в комментариях своё мнение по поводу конкурсов. Действительно ли их победители - настолько хорошие учителя? А ещё - что думаете по поводу советников из числа конкурсантов?