Опасения дефицита лития на данный момент не оправдались.
Цены на литий продолжают стремительно падать. Вопреки прогнозам о дефиците металла, жизненно важного для выпуска и особенно хранения зеленой энергии, реальная картина оказалась иной. За последние 12 месяцев котировки лития упали почти в пять раз. Почему это происходит, несмотря на революцию в возобновляемой энергетике, и как ситуация скажется на связанных с разработкой лития проектах, которыми заняты российские компании, разбирались «Известия».
Электрошок для мировой экономики
Не далее как год назад казалось, что росту цен на литий — «новую нефть новой энергетики» — не будет конца. В 2021 году на фоне масштабных программ декарбонизации, принятых в разных странах, производство электромобилей увеличилось в полтора раза. Автомобильные батареи к 2022 году обеспечивали около 60% всего спроса на литий (77 тыс. т из 130 тыс.), тогда как в 2016 году эта доля составляла всего 22%. Взрыв спроса привел к небывалому росту цен: c конца 2020-го по ноябрь 2022 года карбонат лития подорожал в 15 раз. Цены на металл и раньше были достаточно волатильными, но никогда еще они не подскакивали в таких масштабах и так быстро.
Во многом это объяснялось ажиотажем на рынке, поскольку ожидания от возобновляемой энергетики были исключительно высокими. Что касается объективных факторов, то тут не всё было так однозначно.
- По итогам 2021 года мировой спрос составил 97 тыс. т чистого лития, тогда как предложение не превысило 95 тыс. Дефицит, таким образом, составил 2 тыс. т. В 2022-м спрос обогнал предложение на 5 тыс. т (130 тыс. против 125 тыс.).
Однако следует понимать, что в предыдущие годы фиксировалась обратная ситуация. В 2019 году избыток лития на рынке составил 16 тыс. т, в 2020 году — 15 тыс. Таким образом, на рынке образовались достаточно серьезные запасы, которые не всегда учитывались в прогнозах роста цен до бесконечности.
В то же время ожидалось, что рост спроса в 2023 году будет столь же бурным, что и в предыдущие годы, а запуск новых месторождений, несмотря на масштабные планы, окажется ограниченным. Это и обуславливало предсказания о дальнейшем росте цен или хотя бы стабилизации их на крайне высоких уровнях.
Слишком много оптимизма
Всего этого не случилось: к ноябрю 2023 года цены на карбонат лития опустились примерно на 80% к показателям ноября прошлого года — до почти $18 тыс. за тонну, или 126 тыс. юаней (крупнейший спотовый рынок лития находится в КНР, поэтому цену на этот ресурс чаще всего считают в китайской валюте). Что произошло?
В первую очередь случилось повышение ставок рефинансирования большинством ведущих центробанков мира. Это привело к резкому подорожанию стоимости кредита, а значит, сворачиванию инвестиционной активности. В значительной степени это касается сравнительно новой отрасли, которая пока не дает сверхприбылей, — электромобильной. Даже оптимистический прогноз Международного энергетического агентства (МЭА) ожидает рост только в 35% по сравнению с 2022 годом, что является значительным замедлением темпов.
В последние несколько месяцев несколько крупных автопроизводителей, включая GM, Honda, LG Energy Solution, заявили о сокращении планов расширения производства из-за спада спроса. Планировалось, что спрос на металл должен подтянуться в Китае в IV квартале, как это обычно происходит ежегодно, но не в этот раз. В КНР отмечают, что в стране всё еще есть существенные промышленные запасы, которые сперва нужно израсходовать.
- По словам аналитика ФГ «Финам» Алексея Калачева, цены на сырьевые товары вообще очень волатильны, и особенно на материалы, которые находятся на пике актуальности.
— Действительно, фьючерсы на карбонат лития в Китае за последний год упали в пять раз, или на 80%, с пика примерно на 600 тыс. юаней за тонну в ноябре 2022 года до 126,5 тыс. юаней за тонну в настоящий момент. Но перед этим они столь же стремительно выросли: в конце 2020 года, например, они стоили в районе всего 40 тыс. юаней за тонну, то есть более чем в три раза дешевле, чем сейчас, — отмечает он.
Эксперт отметил, что в период сильного роста было много панических публикаций о грядущем дефиците лития на фоне быстрого роста производства аккумуляторных батарей и электромобилей. Но оказалось, что эти опасения несколько преувеличены.
Лития в недрах планеты содержится довольно много, вопрос лишь в его достаточной концентрации для промышленной разработки и в технологиях его извлечения, которые тоже не стоят на месте.
— В последние годы на ожиданиях быстрого роста спроса и на фоне высоких цен в мире были сделаны большие инвестиции и было запущено много проектов по добыче лития и в Латинской Америке, и в Австралии, и в Африке. Появились свои проекты и в России, и в США. Китайские компании в последние 2−3 года очень сильно вложились в приобретение литиевых ресурсов и в их переработку. Динамика роста спроса начинает отставать от скорости роста потенциального предложения, и цены снижаются, — констатировал Калачев.
Такова природа цикличности цены ресурсов в рыночной экономике. Когда появляется новый спрос и растут цены, происходит рост инвестиций, и в новые проекты, и в расширение действующей добычи. Проекты, ранее отложенные из-за низкой эффективности, снова становятся рентабельными. В результате на какое-то время предложение начинает опережать темпы роста спроса, и цены падают.
При более низких ценах производители начинают больше заниматься повышением экономической эффективности действующих проектов, снижают затраты и сокращают инвестиции. Потом динамика спроса снова начинает обгонять производство, возникает угроза дефицита и начинают расти цены. И всё повторяется снова.
Конкретную роль в улучшении ситуации с предложением сыграли проекты по добыче лития в Бразилии и Аргентине. Не стоит забывать и об ожиданиях запуска новых месторождений в ближней и средней перспективе — уже только эта «виртуальная» добыча может влиять на настроения инвесторов и, соответственно, на рыночные цены.
- Наконец, проблемы есть и у более широкой зеленой индустрии — косвенно это может сказаться на батареях. Достаточно вспомнить колоссальные убытки Siemens Energy (в основном из-за слабых показателей подразделения возобновляемой энергетики), а также сворачивание проектов такими компаниями, как датские Ørsted и Vestas.
В приоритете потребности России
В России в последние годы также начали развивать национальную литиевую индустрию. Процесс ускорился из-за проблем с цепочками поставок начиная с прошлого года. На данный момент объем собственного потребления в России сравнительно невелик — 9 тыс. т. Согласно прогнозам, к 2030 году добыча достигнет 63 тыс. т и полностью удовлетворит национальное потребление, оставив при этом и задел для экспорта. Но в мировых масштабах это будут не очень значительные цифры.
— В России сейчас реализуется несколько проектов по добыче лития, — отмечает Калачев. — Технологическую возможность извлечения лития из своих скважин оценивает и нефтегазовый сектор. Фактор цен на литий, конечно, важен для будущей эффективности проектов. Но текущий обвал будет иметь очень ограниченное влияние на российские проекты. Во-первых, цены упали относительно пиковых котировок, но они всё же заметно выше средних значений прежних лет. Во-вторых, рынки цикличны, а инвестиции в долгосрочные проекты не должны исходить из текущей краткосрочной конъюнктуры.
Он добавил, что при запуске этих проектов всё же исходили больше из внутренних потребностей страны. В период санкционного давления мало смысла ориентироваться на западные рынки, а китайский рынок остается сложным, так как КНР сама активно развивает собственную добычу и производство.
— Эти проекты прежде всего должны были снять проблему дефицита лития для потребностей России и избавить ее от зависимости от импорта лития. Россия тоже вступила на путь энергоперехода, неизбежно будет развивать и возобновляемую энергетику и производить всё больше электромобилей. Собственный литий объективно нужен для производства аккумуляторов. Внешние ценовые колебания вряд ли что-то в этом могут изменить, — заключил эксперт.