Почти год омичке пришлось судиться с владелицей «пластика», куда были перечислены деньги на якобы безопасный счёт
Не исключено, что лавры Остапа Бендера, знавшего 400 способов сравнительно честного отъёма денег у населения и «жившего» волею пера сатириков почти век назад, не дают покоя современным не очень чистым на руку и помыслы людям. Не секрет: сегодня по стопам великого комбинатора уже с использованием современных технологий следуют более продвинутые мошенники, которые по-прежнему пользуются доверчивостью жителей, выманивая под разными предлогами последние деньги. Так, ответ на телефонный звонок обернулся для омички потерей нервов и крупной суммы денег.
«С деньгами на вашем счёте совершаются какие-то манипуляции. Вам нужно срочно снять все сбережения, чтобы положить их на другой, безопасный счёт» – примерно такие слова услышала одна жительница нашего региона, подняв телефонную трубку. Застигнутая врасплох женщина поверила аргументам и уговорам звонившего «представителя» банка и отправилась спасать свои кровно заработанные средства. Обналичив почти миллион рублей, она отправила их на предложенные «специалистом» реквизиты. Однако доступ к «спасённым» деньгам оказался потерян.
Осознав, что посулённый звонившим безопасный счёт оказался с отсутствием приставки «без», женщина обратилась в полицию. Позже представители ведомства установили: реквизиты банковской карты, якобы должной сохранить все средства от посягательств мошенников, принадлежат не коммерческой организации, а вполне конкретному человеку, проживающему в Казани.
– В ходе следствия мы выяснили, что это был за счёт, – рассказывает «Четвергу» следователь отдела по расследованию преступлений, совершённых с использованием информационных технологий, средств мобильной связи, сети Интернет и вредоносного программного обеспечения Следственного управления УМВД России по городу Омску Диана Желдак. – Он принадлежал жительнице Татарстана. Мы направили туда запрос, и женщина пояснила, что банковскую карту она продала неизвестному человеку, кто он и где он – она не знает. Тогда мы посоветовали потерпевшей обратиться за помощью юристов, чтобы они помогли ей в суде отстоять свои права и вернуть деньги.
Ведь дело в том, что при заключении банковского договора есть строгое и принципиальное правило: при потере, продаже или краже банковской карты держатель обязан известить о ситуации банк, чтобы тот мог заблокировать карту и перевыпустить новую. В случае с махинацией на миллион этого не произошло, да и сама владелица счёта, как рассказывает следователь, в рамках допроса не стала скрывать такой проступок. Но и, разумеется, возвращать деньги, которые поступили формально на её, по уверениям звонивших якобы банкиров, безопасный счёт, жительница Казани не намеревалась.
Тогда омичка решила воспользоваться советом следователя и обратилась к юристам, чтобы попытаться привлечь к ответу крайнее звено в цепочке денежно-махинаторской транзакции.
– Этой ситуацией занималась одна из наших студенток Валя Луканина, не без её участия мы составили исковое заявление в суд, аргументируя тем, что зачисления поступали на конкретную карту, принадлежащую конкретному человеку, – говорит руководитель юридической клиники Сибирского института бизнеса и информационных технологий Ольга Анохина. – Нам отказали в первой инстанции, сославшись на то, что владелица карту перепродала за пять тысяч рублей, и ей она больше не принадлежит. Мы подали апелляционную жалобу. Там тоже отказали на том же основании. И только кассационный суд в Самаре принял наши доводы, что по договору владелица не имела права перепродавать карту, что она по-прежнему несёт ответственность за неё и поступающие туда средства. В результате я предполагаю, что с этой женщины взыщут деньги, которые перевела истица-омичка якобы на безопасный банковский счёт. Ведь это прецедент: случаев дистанционных мошенничеств много, и люди должны понимать свою ответственность за это.
Кстати, вряд ли стоит спешить жалеть оказавшуюся пока единственной крайней в этой истории хозяйку счёта. И не только потому, что аргумент «я не я, и карта не моя» несостоятелен. Действительно, с одной стороны, банковский «пластик» оформляется на конкретного человека, который несёт всю ответственность за совершаемые транзакции. С другой – даже если человек действительно продал карту, он помимо неё, что логично, передаёт потенциальному покупателю все коды и пароли доступа к счёту.
Но не уведомив об этом банк и оставаясь при этом формальным владельцем, должен осознавать все возможные последствия такого решения. Ведь на этот счёт могут поступать деньги не только от мошеннических действий, но и оплата за более серьёзные преступления. Тогда вряд ли стоит удивляться, что в один не очень хороший день в твою дверь постучатся люди в погонах.
– Думаю, вряд ли у этой девушки получится отменить решение кассационного суда, поскольку правонарушение с её стороны было, – рассуждает юрист. – Хотя она может попытаться рассказать о других участниках сделки и аргументировать, что у неё была сложная жизненная ситуация.
По мнению специалистов, пока это прецедент: с помощью служителей Фемиды удалось привлечь к материальной ответственности человека, чей счёт использовался псевдосотрудниками банка для получения и перевода денег от попавшейся на удочку жертвы обмана. Однако раскрутить весь мошеннический клубок дальше очень сложно.
Дело в том, что преступная нитка зачастую тянется за пределы страны и установить личности находящихся там организаторов-«вязальщиков» крайне затруднительно. Как и привлечь их к уголовной ответственности. Ведь по закону отправить на скамью подсудимых ОПГ – организованную преступную группу – можно в случае, когда установлены все её участники.
При этом заметим, дел, связанных с дистанционными мошенничествами, в нашем регионе очень много – десятки в месяц.
– Напрасно принято думать, что на уловки мошенников попадаются пожилые люди, – говорит Диана Желдак. – Нет, это совершенно не так. Среди потерпевших немало молодых людей и тех, кто немногим постарше.
Чтобы не оказаться в сетях обмана, специалисты советуют анализировать поступающую якобы от банка информацию. В частности, если человеку звонят и сообщают об угрозе попрощаться с кровно заработанными деньгами, лучше всего завершить разговор и перепроверить информацию обо всех потенциальных операциях напрямую по своей инициативе. Ведь, настаивают специалисты, сотрудники банка не звонят клиентам с информацией об угрозах первыми.
Мария МЕДВЕДЕВА.
Фото Андрея БАХТЕЕВА.
В нашем регионе дел, связанных с дистанционными мошенничествами, в месяц расследуются десятки