Для того, чтобы занятия по подготовке к школе были эффективными, важно понимать, какой канал восприятия и переработки информации является основным у ребёнка. Мы много слышим про аудиалов, визуалов и кинестетиков, говоря о взрослых, но эта особенность психики проявляется уже в детском возрасте.
О трёх основных типах восприятия информации и важности их понимания в процессе взросления и развития дошкольника расскажет Светлана Юрьевна - нейропсихолог, логопед, автор курса "Нейрочтение" ДоШколы 3 медведей.
Для дошкольников тип восприятия сенсорной информации (визуальный, аудиальный или кинестетический) играет значимую роль не только в успешности обучения и получения ребёнком новых навыков и умений, но и в налаживании контактов с окружающими его людьми - и взрослыми, и сверстниками.
Наиболее простой способ распознать ведущий канал восприятия - это просто понаблюдать за ребенком. Считается, что сейчас большинство современных детей - визуалы. Почему так? Это генетическая предрасположенность или с появлением смартфонов мы привыкли использовать в основном зрительный канал восприятия?
Разговоры с мамой и рассказывание детям преданий, историй и сказок, постоянное общение с домочадцами, - все это приводило к усилению слуховых ощущений над зрительными. Вот почему еще полтора века назад люди в большинстве своем были аудиалами!
Жизнь изменилась, теперь мы больше видим, чем слышим. Вслед за изменением окружающей действительности меняется и мозг современных детей. Вместо сказок и разговоров с мамой iPad, телефон, ноутбук...
Давайте разберемся в особенностях типов восприятия более подробно.
Ребёнок с визуальным типом восприятия
Такой ребёнок с самого раннего возраста в восприятии окружающего мира больше полагается на зрительные ощущения. Он прекрасно помнит, что видел. Если малышу предложить новую игрушку, то он сначала её осмотрит со всех сторон, а уже потом возьмёт в руки. Картинки в книжке представляют больший интерес, нежели прослушивание сказки. Таким детям нравится рисовать, вырезать и складывать пазлы.
Дошкольнику с визуальным типом восприятия очень важно то, что на нем одето, он первый расскажет, кто в чем пришёл сегодня в садик и какая у кого была игрушка. В детском саду или на площадке ребёнок-визуал сначала наблюдает, а уже потом включается в игру. Внимание развито достаточно хорошо, внешний шум практически не мешает. В активном словаре маленького визуала присутствуют в основном существительные, прилагательные и глаголы, связанные со зрением. Например: смотри, картина, как видите, на первый взгляд и т.п. При общении взгляд направлен в основном вверх.
Очень важно для гармоничного развития дошкольника-визуала уделять особое внимание развитию речи, коммуникабельности и физической координации.
Ребёнок с аудиальным типом восприятия
Дошкольник-аудиал раньше других детей начинает говорить. Он имеет большой словарный запас и познает окружающий мир через звуки. Очень любит придумывать разные сказки и игры, а вот сам не очень любит участвовать в подвижных играх. Этот ребёнок любит слушать музыку, общаться с другими людьми, умеет убеждать и доказывать свою точку зрения. Легко отвлекается на звуки, хорошо запоминает то, что обсуждал или проговаривал вслух. Для него характерны слова, связанные со слуховым восприятием: послушай, тишина, обсуждать, говорить, молча. При общении взгляд направлен по средней линии.
Слабость такого ребёнка связана со зрительным восприятием: ему сложно искать отличия на картинках, внимательно рассматривать что-либо. Также часто страдает ловкость и физическая подготовка, поэтому следует уделить особое внимание развитию этих навыков.
Ребёнок с кинестетический типом восприятия
Ребёнок-кинестетик раньше всех начинает ходить. Он познаёт мир с помощью движений и прикосновений. Любит ко всему прикасаться, трогать предметы - ему очень важны тактильные ощущения. Хорошо запоминает, когда двигается, ощупывает, нюхает. Он помнит в основном общее впечатление от предмета, явления, события. Такому ребёнку трудно усидеть на одном месте: больше по душе ему активные игры, такие как прятки и догонялки. Физическая нагрузка дошкольнику-аудиалу просто необходима: и бег, и прыжки, и танцы, и разные виды борьбы. В своей речи использует слова, связанные с ощущениями, такие как: взять, мягкий, тёплый, ароматный, гибкий, прикосновение и т.д. Взгляд направлен в основном вниз.
Ребенку-кинестетику сложно сохранять концентрацию внимания, он очень легко отвлекается, поэтому в процессе развития дошкольника с кинестетический типом восприятия важно уделить особое внимание развитию внимания и сосредоточенности.
Педагог, выбирая методы обучения для подготовки ребёнка к школе, должен учитывать его тип восприятия и переработки информации. При составлении программы для дошкольников представлять больше наглядного материала визуалу, для аудиала использовать разные интонации и громкость голоса, а кинестетика не заставлять долгое время сидеть на одном месте и делать физ.минутки для переключения. Так делаем и мы в ДоШколе 3 медведей, чтобы все наши ученики достигали результатов в учебе и приходили в школу максимально подготовленными.
❗️Открыта запись на бесплатную диагностику, на которой родители смогут познакомиться с педагогами и методикой ДоШколы 3 медведей и оценить уровень развития компетенций ребенка: чтение, счет, письмо, внимание и память.
+79919810020
Больше важной информации в полезном Телеграм-канале для родителей
Больше интересных заданий в Базе заданий для дошкольников и младших школьников
Больше о ДоШколе 3 медведей на нашем сайте
@happyparents @deti.mail.ru @roditeli @ushlavdekret @mamsky_blog @ya_roditel @mylilbaby @waman @nashideti