Найти тему
Филиал Грамотности

Подготовка к сочинению ЕГЭ 7

Оглавление

Урок 7. Тема 7. Искусство

Бонусом к уроку вас ждет ссылка на мой БЕСПЛАТНЫЙ курс по Итоговому сочинению (3 урока в записи, их достаточно, чтобы подготовиться к написанию ИС на зачёт с первого раза). Ссылка ждёт вас в конце статьи.

А еще в конце статьи вас ждет ПОДАРОК.

Тема искусства часто вызываемо сложности у тех ребят, чем жизненный опыт общения с искусством скуден. Они с удивлением обнаруживают, что к искусству относятся не только литература и кино, но и живопись, театр, скульптура, архитектура и многое другое. А ведь каждый отдельный вид искусства - настоящий кладезь примеров для текстов этого направления. Поэтому в начале урока имеет смысл поговорить именно об этом: какой опыт у учащегося в общении с искусством в разном его воплощении.

1. Прочитайте текст-подсказку.

Культурные ценности – источник сил и вдохновения человека. Главная задача искусства – отражать действительность так, чтобы через это отражение человек понимал себя и познавал мир. Искусство истинное всегда учит нас красоте, доброте и нравственным ценностям. Но оно не всегда учит нас через красоту, иногда необходимо учить человека через уродство и боль. Искусство ложное не учит никаким нравственным ценностям, а потому не живёт долго. В современном мире происходит частая подмена истинного искусства ложным. Задача человека – видеть разницу. Задача «художника» - стремиться к высшему идеалу. Искусство способно влиять на наше восприятие мира, на наше настроение и наши мысли. Эта великая сила, которой необходимо уметь управлять как зрителю, так и творцу.

На какие вопросы есть ответы в этом тексте? Составьте минимум 5.

Используйте ключевые слова: истинное и ложное; влияние; задачи; творец и муза; воздействие на читателя; литература; музыка; живопись; архитектура; скульптура; кино

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте текст ниже.

Человек соприкасается с искусством каждый день не только в музеях. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в волшебный и таинственный мир искусства. Здания, интерьер квартиры, одежда и ювелирные украшения – всё это может быть произведениями искусства. Но может и не быть. Не каждую картину, статую, песню и каждый фарфоровый сервис считают шедеврами.

Как отличить произведение искусства от ремесленных поделок? Не существует рецепта, где было бы точно изложено, что и в каких пропорциях можно соединить, чтобы получилось подлинное произведение искусства. Однако можно развить в себе способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы называем «искусством».

Искусство – это форма познания мира. Но методы искусства совершенно не похожи на научные. Кинофильмы сжимают целую человеческую жизнь до двухчасового действия. Некоторые художники сознательно нарушают пропорции тела человека. Именно такие художественные эксперименты позволяют зрителю сосредоточиться на главном: рассмотреть то, что в повседневной жизни он просто не замечает. Иногда происходит чудо: искусство меняет людей. Человек, попадая в притягательный мир искусства, задумывается о тайне красоты, начинает чувствовать в себе стремление к творчеству. Весь смысл жизни может стать совершенно другим. Может быть, это и есть главное предназначение искусства – позволить человеку познать самого себя.

Выпишите основную мысль (позицию) текста:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особую сложность из года в год представляет тема ложного и истинного искусства. Предлагаю на ней остановиться более детально. Я обычно рассуждаю с ребятами так: истинное искусство создаётся ради искусства/воздействия/познания, а ложное - ради денег. Так, примером ложного искусства можно считать творчество Моргенштерн (он сам в интервью говорил, что пишет тексты ради денег), а истинным - всю русскую классику (никто из писателей не стал при жизни богатым благодаря своему творчеству). На этих примерах ребята понимают мысль быстрее всего.

3. Прочитайте текст ниже

Текст А.С.Грина

(1)Сто двадцать пять лет очень немного на весах истинного искусства. (2)За такое короткое время можно, однако, успеть повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак. (3)Мы призваны - согласились - и я в том числе - писать о гении. (4)Писать- значит судить.

(5)Подлежит ли гений суду? (6)Возможна ли канцелярская бумага, посланная Александру Сергеевичу Пушкину с требованием немедленно пересмотреть «Бориса Годунова» и выкинуть из этой книги всё, что я не понимаю или с чем не согласен?

(7)Ответ ясен. (8)Итак, можно написать только, что дал он тебе и что ты взял от него и, пожалуй, ещё: сохранил ли до сего дня?

(9)Да, сохранил.

(10)Почему этот гений не страшен? (11)Без молний и громов, без режущего глаза блеска? (12)Когда я думаю о Пушкине, немедленно и отчётливо представляется мне та Россия, которую я люблю и знаю. (13)Я знаю его с той поры, как начал читать. (14)Лет семи, в гостях, я уединился с книгой Пушкина, прочёл «Руслана и Людмилу», и у меня до сего времени, несмотря на тот бессильный читательский возраст, остаётся ясное сознание, что я очень хорошо понимал всё, что читал у Пушкина в первый раз. (15)Путь воплощения строк в образы, а образов в подлинную действительность был краток, мгновенен и оставил сознание не чтения, а переживания.

(16)Так было и дальше. (17)Входя в книги Пушкина, я переживал всё, что было написано в них, с простотой летнего дня и со всей сложностью человеческой души. (18)Так полно переложить в свои книги самого себя, так лукаво, с такой подкупающей, прелестной улыбкой заставить книгу обернуться Александром Сергеевичем мог только он один. (19)Я слышал, что где-то в воздухе одиноко бродит картинный вопрос: «Современен ли Пушкин?» (20) То есть: «Современна ли природа? (21)Страсть? (22)Чувства? (23)Любовь? (24)Современны ли люди вообще?» (25)Пусть ответят те, кто заведует отделом любопытных вопросов. (26)Теперь, когда «искусство» приняло форму футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью, Пушкин представляется мне таким, как он стоит на памятнике и взглядом настоящего, большого, а потому и доброго человека смотрит на русский мир, задумывая поэтическое создание с трепетом и тоской при мысли, какой гигантский труд предстоит совершить ему, потому что нужно работать, работать и работать для того, чтобы хаотическая пыль непосредственного ви дения слеглась в ясный и великий пейзаж.

(27)А.С. Пушкин знал, что такое искусство.

Александр Грин (1880-1932) — русский писатель-прозаик и поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений.

Это основной текст урока. Очень непростой, как показывает практика. Обязательно нужно обсудить с учениками понятие "гений".

Домашним заданием к такому уроку будет написание сочинения.

У меня также есть тексты уроков по темам Язык и Речь, Наука и Технологии, Книга и Писатель, Природа и Экология, Социум и Человек, Война

Тот самый БОНУС - по ссылке проходите регистрацию и абсолютно БЕСПЛАТНО получаете доступ к 3 урокам по итоговому сочинению!

А теперь про ПОДАРОК: оставьте в комментариях к любому из 3 уроков курса свой отзыв - получите в подарок урок по тайм-менеджменту для учащихся 9-11 классов. Очень полезное видео для вас, ваших детей, ваших родителей. материалы урока собраны на основе личного опыта, а также на основе курсов повышения квалификации от ВШЭ и Московского института психоанализа

#егэ #егэрусский #егэ2024 #сочинение #репетитор #филиалграмотности #репетиторонлайн #егэ100