Что такое сегментация рынка?
Сегментация рынка — это процесс разделения всего населения рынка на несколько значимых сегментов на основе таких переменных, как демография, географическое положение, психографика, образ жизни, выгода, случай, доход и т. д. Компания может использовать его для более эффективной продажи своего продукта / услуги. Как только все население будет разделено на рыночные сегменты или группы, компании смогут более точно ориентироваться на них и соответствующим образом разрабатывать свое позиционирование, известное под общим названием STP (сегментация, стратегия таргетинга и позиционирование).
Сегментация рынка — это первый важный шаг в определении общей бизнес-стратегии продукта или услуги.
Важность сегментации рынка
Сегментация рынка является важным аспектом для любого бизнеса, поскольку она помогает разделить рынок на более мелкие группы или сегменты, которые затем можно идентифицировать на основе их потребностей и удовлетворить их. Это уменьшает количество участников рынка и дает гораздо более адресную аудиторию, а не случайным группам людей. Наличие подобных групп позволит компаниям быть более сосредоточенными на предложениях своих продуктов, стратегиях дифференциации продуктов, маркетинговых стратегиях, стратегиях ценообразования и т. д.
Это поможет компаниям снизить ненужные риски, сократить расходы, лучше ориентироваться на клиентов, лучше удерживать клиентов и получать больше прибыли.
Следовательно, сегментирование всего населения рынка имеет решающее значение и важно для процветания любого бизнеса.
Типы сегментации рынка
Наиболее важные переменные в сегментации рынка основаны на демографических, географических, психографических и поведенческих факторах. Они подробно описаны ниже:
1. Демографическая сегментация
Разделение рынка по критериям, основанным на демографических данных, таких как возраст, пол, доход, члены семьи, образовательный ценз, социально-экономический статус и т. д., называется демографической сегментацией и помогает профилировать клиентов на основе демографических параметров и помогает формировать однородные группы.
2. Географическая сегментация
Когда население делится по географическому признаку, т.е. по стране, штату, городу, деревне, региону, почтовому индексу и т. д., это называется географической сегментацией. Это помогает формировать кластеры на основе местоположения, топографии, местоположения и т. д.
3. Психографическая сегментация
Сегментация рынка, проводимая на основе личности людей, их характеристик, образа жизни, социального статуса и т. д., называется психографической сегментацией.
4. Поведенческая сегментация
4. Поведенческая сегментация
Когда компании делят рынок на основе поведения клиентов или моделей использования, это называется поведенческой сегментацией и учитывает прошлое поведение потребителей.
Преимущества и недостатки сегментации рынка
Сегментация рынка может иметь множество преимуществ для компаний, которые могут принести пользу их бизнесу. Некоторые из них обсуждаются ниже:
1. Сегментация рынка позволяет компании сосредоточиться, поскольку помогает лучше понять рынок.
2. Избегаются ненужные затраты, поскольку можно охватить только необходимое население.
3. Сегментация может помочь компаниям определить новые рынки, на которых можно запустить существующие продукты.
4. Если выявлены определенные пересекающиеся рынки, компании могут создавать новые продукты для их захвата.
5. После проведения правильной сегментации и точного определения целевых групп реклама и маркетинг могут быть более эффективными, чем просто созданные рекламные кампании.
6. Однородные группы сами могут продвигать товары или услуги еще больше, если они им нравятся.
7. Это помогает расширить рынок, а также помогает удержать клиентов.
Помимо ряда преимуществ, сегментация рынка имеет и определенные недостатки. Некоторые недостатки:
1. Компании, имеющей несколько сегментов, придется обслуживать их отдельно, т.е. больше затрат.
2. Предоставление продуктов/услуг нескольким сегментам может оказаться трудоемким процессом для компаний.
3. Если компания выберет неправильный сегмент, весь ее бизнес может рухнуть.
4. Меньшие кластеры/нишевые рынки часто игнорируются в более широком плане.
Пример сегментации рынка
Возьмем в качестве примера бренд шоколадного печенья. Если нам придется выпустить это печенье на рынок. Нам нужно понять, нужно ли нам нацеливаться на всех или на некоторых конкретных людей среди населения. Вот где сегментация рынка поможет нам получить ответ. Давайте рассмотрим рынок. Рынок можно считать страновым, если это локальный запуск.
Маркетолог может использовать различные переменные, как обсуждалось выше, для разделения рынка. Должны ли мы использовать здесь демографические или психографические данные?
Шоколадное печенье не является образом жизни или сложным продуктом и не будет очень дорогим продуктом. Так что демографическая сегментация может помочь.
Маркетолог может использовать возраст и географию в качестве переменных, чтобы разделить рынок на несколько сегментов. Компании могут получать данные о населении, а затем использовать различные статистические методы, такие как многомерное масштабирование и факторный анализ, для получения простых переменных. В этом случае мы можем иметь такие сегменты, как:
1. География: Город/Село
2. Возраст (лет): от 5 до 10/ от 10 до 18/ от 18 до 25/ от 25 до 40/ от 40 до 50/ 50+
Теперь продукт, представляющий собой шоколадное печенье, может быть вывезен людьми в возрасте от 40 лет и старше как из сельской местности, так и из города. Кроме того, поскольку в продукте есть шоколад, маркетолог может выбрать для первоначального запуска таргетинг только на городское население. Теперь в сегменте городских жителей от 10 до 25 лет могут быть люди, которые любят шоколад и готовы регулярно покупать печенье. Теперь это может сформировать достойную целевую группу. На практике процесс гораздо сложнее.