Найти тему

Не боятся только мёртвые. Если на экзамене нет нервов, значит нет эмоций.

Автор Максим Головинов. (https://vk.com/lobnenskaya)

Когда нет эмоций – это называется безразличие.
Безразличие – это когда наплевать на результат - все равно что я делаю, как, с кем, когда, где.

Нет цели. Желание есть, а цели нет – зачем? или она не важна или может вполне отложиться на неопределенное время. А человек, безразлично что-то делающий, ошибается, либо вообще не может выполнить работу.
Бояться – можно и нужно.

Бояться не справиться, бояться ошибиться, бояться забыть, не посмотреть, опоздать, не доехать, остаться без денег и документов – очень полезно, а иногда необходимо для того чтобы максимально соответствовать реальности и перестать ждать чудес и искать «волшебных таблеток» и быстрых рецептов. Это часть формирования ответственности. Без чувства ответственности за рулём нечего делать.

Значит нужно бояться? Нервяк нужен? И да, и нет, потому что страх – это часть нашей человеческой природы, защитный механизм, с помощью него начинает работать внимательность и осторожность, которые нужны чтобы понять, что вокруг нас происходит и как быстро и в какой очередности надо на это реагировать.

Но что происходит на экзамене и почему нервяк мешает? Потому что мешает всегда лишнее. Чтобы не мешало - от лишнего лучше избавиться. Всего должно быть – ДОСТАТОЧНО. Плохо, когда нет или не хватает. И плохо, когда дал(а) лишку.
Как это делается? Есть прекрасно работающий механизм, который называется – адаптация и заканчивается формированием привычки. Если привычка правильная – появляется стереотип или автоматизм – когда начинаем что-то делать и делаем правильно в фоновом режиме.

Например, идем и разговариваем. Разговаривать сложнее, потому что смысл всегда разный. Идти проще, потому что каждый раз одно и тоже. Хождение – автоматизм. Разговор – волевое усилие, каждый раз требующее полной концентрации, но при этом нам надо не споткнуться и не упасть. Поэтому шаги мы научились делать автоматически, но разговариваем с контролируемым уровнем страха – боясь что-то не услышать, пропустить, не понять, сказать невпопад или неправильно ответить. Идти не страшно, разговаривать – страшно. И это нормально.

Почему за рулём нервяк? Нет автоматизмов. Ещё не успели сформироваться. Поэтому страх что-то сделать не так есть и будет.
Из этого следует святая скрижаль каждого ученика:
страшное делаем знакомым, знакомое – привычным, привычное – легким. Лёгкое уже применяем без участия инструктора, сдаём экзамен, получаем права, садимся – едем.
Вывод: есть нервы – мы ещё в пути. Совсем нет и не было – мы его даже не начинали, потому что не знаем чего бояться, т.е. не понимаем причинно-следственные связи – к чему могут привести за рулем наши действия или бездействие.

Когда мы садимся за руль и пристёгиваемся - это нам как? Легко. Т.е. уже не страшно. Да, можем забыть, но после этого наша подушка не в слезах, нет депрессии и потери уверенности в своих силах. Весь путь пройдён, иногда заранее – если нас папа или в такси научили пристегиваться и даже на заднем сиденье не выпендриваться, а тоже пристегиваться, потому что законы физики влияют не только на водителя.

А вот делать параллельку в тесном месте страшно, потому что непредсказуемо, потому что тяжело, много одновременно учитываемых непостоянных факторов, влияющих на результат. Это требует валидации от инструктора, а на экзамене его нет – появляется чувство ответственности, а это усиливает страх, потому что ответственность уже не спихнуть на инструктора.

Вот и привет нервяк. Это к вопросу, а чего это у меня на занятиях всё ок, а на экзамене с тем, что легко получалось – жопа. Именно по этому. Знакомьтесь – меня зовут ответственность – здравствуйте, теперь я с вами навсегда. Привыкайте, иначе будете паниковать.
И это маркер, позволяющий понять на каком этапе развития навыка я нахожусь. Вот тогда и надо адаптироваться к новым для себя обстоятельствам. Как? Проходя весь путь святой скрижали.

Вывод: если страшно – мы еще не адаптировались, или адаптировались, но не ко всему или не полностью.
1. Страх актуализирует и принуждает быстрее и сосредоточеннее применять наши знания.
2. Лишний страх - мешает нам применять знания.
3. Панический страх – это когда вдруг выясняется, что и применять нечего – нет инфы что-как-когда делать.
Чему тут удивляться, что ноги задрожали.
Как это решается? Единственно возможным рецептом: обучением – применением – повторением.

Т.е. если я за рулем на экзамене не могу справиться с нервами, но при этом есть знания, значит я ещё в процессе обучения? Да. И нужно ещё либо по-, либо до-учиться. Дожать себя.
А если у меня вообще нет нервов? Значит тебя нельзя пускать за руль, потому что тебе наплевать и на себя, и на людей. Лучше не стоит водить.
Всем качественного, роскошного, с каждым разом уменьшающего до уровня полного контроля, нервяка!

Нервы за рулём – важны, а вот лишние – не нужны. Лучше их слить до получения ВУ.
Как? Например, начать занятие с инструктором
в режиме экзамена. Хорошее упражнение.

Тестирование ученика на экз. маршруте ГИБДД на ул. Лобненской 20 г. Москва.