Отличие репортажа от жанровой и документальной фотографии. Информативность и художественность репортажной, жанровой фотографии. Фотография объекта, объекта в ситуации, отношение фотографа к объекту и обобщение. Метафоры и архетипы. Субъективизм в оценке фотографий. Фототехника применяемая для съёмки репортажа. Использование вспышки в репортажной фотографии.
Материалы статей о репортаже и жанровой фотографии перекликаются с информацией о фотожурналистике, которой я посвятил тоже три статьи. Поэтому уважаемые коллеги, если найдете повторения информации, не обижайтесь;)
Фототехника для съёмки репортажа, жанровой фотографии. Фотокамеры, объективы.
Фотокамера.
Для съёмки репортажа применяются, как правило, малоформатные зеркальные или дальномерные камеры, в последнее время цифровые.
Они должны соответствовать минимальным требованиям:
- Небольшой размер и вес;
- Длительная работа от аккумуляторов до подзарядки;
- Возможность использовать сменные объективы;
- Возможность наблюдать в реальном времени через объектив за моментами съёмки;
- Возможность ручных установок режимов съёмки – приоритет диафрагмы, выдержки, ручной;
- Защищённость камеры от влаги и пыли (степень защищённости зависит от задач, которые решает фотограф и будущих условий съёмки); Возможность присоединения внешней вспышки;
- Широкий рабочий диапазон чувствительности матрицы, т.е. ISO, при котором сохраняется приемлемое качество изображения;
- Быстрый и точный автофокус, возможность следящей автофокусировки по движущимся объектам;
- Возможность серийной съёмки;
- Возможность съёмки в формате RAW (цифровой негатив) для получения высококачественного изображения и подтверждения авторства;
Большинство современных зеркальных фотокамер среднего уровня соответствуют этим критериям.
Объективы.
Современные объективы, в основном, имеют хорошее качество. При съёмке одной и тоже камерой в нормальных условиях освещения – днём, вне помещений простенький дешевый объектив выдаст почти такой же результат, как и дорогой профессиональный. Различия будут видны только специалистом и при печати полученных изображений форматом больше 30х45 см. Разница между светосильным и высококачественным объективом и простым, проявится в сложных условиях съёмки, отличных от стандартных и привычных.
Репортажная съёмка динамична и часто происходит в сложных световых условиях – при слабом освещении, жестком свете, контровом свете, а это диктует повышенные требования к применяемым объективам:
- Переменное фокусное расстояние предпочтительнее, чем постоянное – репортёр, не меняя точки съёмки может менять крупность плана.
- Диапазон фокусных расстояний объективов наиболее часто применяемых в репортажной и жанровой фотографии от 16 мм. до 200 мм. Объективы с фокусным расстоянием менее 16 мм. имеют значительные оптические искажения – дисторсию. Объективы с фокусным расстоянием более 200 мм. (300, 400, 600 мм) имеют сравнительно большой вес и размер. Как правило, такими объективами трудно снимать «с рук», фотографу потребуется монопод или штатив. Репортёры используют длиннофокусные объективы при съёмке протокольных мероприятий (издалека), парадов, спортивных состязаний и диких животных…
- Диапазон фокусных расстояний от 16 мм. до 200 мм. может «перекрываться» несколькими объективами, например, профессионалы часто применяют такой набор – 16-35 мм.+ 24-70 мм.+70-200 мм. В зависимости от стиля съёмки, репортёр выбирает один основной, наиболее часто используемый объектив.
- Объективы с постоянной светосилой (f 2,8) в репортажной съёмке предпочтительней объективов с переменной светосилой (f 3,5-5,6). Чем больше светосила объектива (максимально большое возможное отверстие диафрагмы), тем быстрее и чётче будет работать автофокус камеры, в том числе и в условиях слабого освещения (сумерки, тёмные помещения, низко или высококонтрастные сюжеты). Светосильные объективы с переменным фокусным расстоянием имеют один существенный недостаток, по сравнению с не светосильными – высокую стоимость.
Использование вспышки в репортажной фотографии.
Современные цифровые зеркальные фотокамеры позволяют снимать сюжеты в любых условиях освещения без использования вспышки, так как диапазон светочувствительности их матриц очень широк – ISO от 50 до 28000 ед. и выше. В репортажной, жанровой и документальной фотографии важно, чтобы зритель верил автору изображений. Для этого фотографии должны быть максимально правдивыми и естественными, а это зависит и от условий освещения объектов, направления падения теней и др.
Фотографы-репортёры применяют внешнюю вспышку при съёмке протокольных мероприятий – встреч чиновников, пресс-конференций и других, а так же не имея возможности сделать кадры с приемлемым качеством без применения вспышки, например ночью или в помещении при полном отсутствии освещения. Это обуславливается тем, что новостные издания требуют качественные изображения высокопоставленных особ или им нужна любая фиксация важного события или персонажа. Если фотографу не нужны кадры любой ценой, то применение вспышки становится не обязательным.
Так же часто вспышка применяется фотографами при заказных съёмках – свадеб, торжественных мероприятий, когда заказчикам не требуется интересных творческих и художественных решений, а нужна фиксация событий и их участников. Надо сказать, что продвинутые свадебные фотографы применяя репортажный метод съёмки, творчески используют вспышку для корректной подсветки теней на лицах и фигурах людей (выравнивающую вспышку). Но в любом случае, опытный фотограф будет применять вспышку так, что бы это не было заметно и освещение сцены в кадре казалось естественным или художественным. Очень эффективно и корректно использовать отраженный свет вспышки от стен, потолков, других людей - так сюжеты будут казаться более естественными.
Подробно об использовании вспышки написано в моей статье посвященной свету в фотографии.
Отличия репортажа, жанровой и документальной фотографии.
Репортажная фотография — это максимально объективный фотографический отчет о событии, сообщение, из которого зрителю должно быть понятно, что произошло, где, когда и с кем. Однако хороший репортаж вовсе не является сухой констатацией факта. Он должен содержать обобщение, образ, метафору, то есть отвечать еще и на вопрос «почему», а значит, быть авторским высказыванием.
Это довольно трудная задача. Решение ее требует от фотографа-репортёра не только высокого технического мастерства, но и немалого культурного багажа.
Репортаж может состоять из одного кадра, а может из нескольких и представлять из себя серию фотографий. Репортаж может рассказывать о каком-то событии – событийный репортаж или о человеке или группе людей вне события – повседневный репортаж.
Фоторепортаж является частью фотожурналистики – профессиональной деятельности по информированию людей. В фотожурналистике выделяют, в зависимости от актуальности сообщения и периодичности издания (СМИ):
- Новостной репортаж - одиночное фото или 1-3 фото (ежедневная газета, еженедельная газета и журнал);
- Репортаж - серия из 4-12 фото (еженедельные издания);
- Документальный проект, фотоисторию из 10-12 и более фотографий (ежемесячные издания, книги, фотоальбомы).
Одному из направлений фотожурналистики – съёмке для иллюстрированного познавательно-развлекательного журнала, документальной фотографии и фотоисториям будет посвящено отдельное занятие.
Жанровая фотография в отличии от репортажа не является объективной, наоборот, в ней важно проявление субъективного отношения автора. Она не привязана к какому-то событию или действию, в ней может не быть конкретного сообщения, но обязательно должен быть человек в характерной среде и его состояние. Жанровые фотографии, как правило, одиночные кадры. Жанровый снимок может быть частью репортажа о каком-то герое и частью фотоистории. Если говорить о серии жанровых фотографий, то они становятся уже по сути документальным проектом. Зачастую жанровая фотография имеет «двойное дно», несет социальный подтекст и сильный эмоциональный заряд. Хороший жанровый фотограф является наблюдателем и исследователем.
Темой «жанровых» снимков преимущественно служит социальная и бытовая среда, а изобразительный материал — люди. И то, что среда часто оказывается главным предметом изображения, а зафиксированные люди ее только объясняют и освещают, можно сказать, что главный принцип жанровой фотографии — быть «зеркалом мира». Наличие сюжета, то есть фиксация фотографом некоего процесса или свершающегося действия – необходимое условие жанрового снимка, о нём можно ещё сказать — фильм в одном кадре. Жанровый снимок иногда имеет признаки портрета, однако есть принципиальное различие: в портрете главное изображаемый человек, а в жанровой фотографии — процесс, в котором он задействован и его состояние.
Жанровая фотография может быть постановочной, что подразумевает режиссуру кадра и введение людей в придуманные обстоятельства.
Осуществляя свой замысел, фотограф может выбирать соответствующую обстановку, просить героев сюжета совершать какие-либо действия, однако это должно быть сделано так, чтобы у зрителя не возникло ощущения искусственности и надуманности. Режиссура жанровых сюжетов требует от фотографа особой чуткости, вкуса и чувства меры.
В дальнейшем, под жанровой фотографией мы будем подразумевать всё-таки не постановочную.
Документальная фотография – термин пришедший к нам из зарубежной фототерминологии, обозначающий документирование какого-то явления, жизни человека или сообщества людей, являющаяся свидетельством реальных событий, сообщением или предупреждением. Документальная фотография субъективна и ей характерна социально-критическая, идеологическая направленность. Документальные проекты создаются авторами на протяжении какого-то времени – недель, месяцев, лет… Как правило, фотограф, работающий над документальным проектом может использовать исключительно репортажный метод съёмки, так же смешанный – постановка плюс репортаж, так и делать только постановочные фотографии. Всё зависит от целей и задач автора. Документальные фотографы работают, как правило в формате фотоисторий – наборов изображений объединённых одной темой и очерков с сопроводительными текстами к фотографиям, глубже поясняющих позицию автора. Все перечисленные выше направления фотографии объединяет то, что в них применяется репортажный метод съёмки – наблюдение, невмешательство в ход событий, фиксация и выражение авторской позиции. В современной фотографии разграничение этих направлений очень условно и формально. Дальше по тексту занятия, мы будем к фотографиям, сделанным при помощи репортажного метода съёмки, применять термин фоторепортаж. Фотографии 2,3,4 иллюстрируют применение репортажных методов съёмки.
Частный случай жанровой фотографии – уличная фотография (street photo) – съёмка без разрешения, как правило внезапно, часто скрытой или малозаметной камерой сценок из городской жизни. Как правило, это фотография момента, основанная на игре света и тени, цвета, сопоставлении значений разных объектов, наложении планов, юморе… без глубокого смысла и авторского сообщения. Фото Ильи Штуца 5,6,7 характерные для жанра стрит-фото.
Информативность и художественность репортажной, жанровой фотографии.
Всякая фотография документальна, но по-разному информативна. Та, что менее информативна, несёт в себе подтекст, подталкивает к аналогии, при помощи формы воздействует на внимание зрителя.
Каждая фотография выполняет сугубо практическое предназначение, нет плохих и хороших, есть разные фотографии.
Информативная фотография.
Критерий оценки такого рода фотографии, это содержание, смысл информации на снимке - банальный, глупый или интересный, глубокий и оригинальный. Информативная фотография – это изображение какого-то факта, события, ситуации из жизни. Ее отличает не количество подробностей, а информация, которая содержится в самом этом факте, событии, ситуации. Фотограф находит ситуацию готовой, он не создает ее. У него единственная цель – зафиксировать происходящее, сохранить смысл, не исказив его, ничего к нему не прибавляя.
Понятно, что композиция подобного изображения самостоятельного значения не имеет и больших требований к ней не предъявляется.
Художественная фотография.
В художественной фотографии мы воспринимаем не только содержание сюжета, но и само изображение, оцениваем его структуру, соотношение всех компонентов, согласованность фигур и деталей, линий, цветовых пятен и так далее. В этом случае важно не только Что изображено, но и Как это изображено. Это Как и есть художественная форма или композиция.
Цель художественной фотографии – выразительность отдельных компонентов и всего изображения в целом.
К интеллектуальному восприятию изображения подключается второй канал – эмоциональный, чувственный. И это очень важно, потому что воздействие на зрителя чрезвычайно усиливается. Это похоже на музыку, в которой трудно найти какое-либо содержание, кроме выразительности, то есть воздействия на эмоции слушателя.
Банальность сюжета в информативной фотографии делает само изображение банальным, но эта банальность ничуть не мешает художественной.
Выхолощенный фотофакт – изображение, фиксация окружающего мира без внутренней организации кадра, композиции, взаимодействия света и цвета уже стало примитивным прошлым репортажной фотографии. В чистом виде художественная фотография (репортажная, жанровая) с совершенной изобразительной формой, но без содержания – информации и авторского сообщения – красивая пустышка для одноразового любования. В современной репортажной, жанровой фотографии всегда есть информативная и художественная (изобразительная) составляющая – идеальный случай когда содержание изображения значит столько же, сколько и художественная форма в нём. В таких фотографиях форма привлекает внимание зрителя на уровне чувств и ощущений, а информация на уровне интеллекта.
Можно различать репортажные фотографии по преобладанию в них информативной или художественной составляющей:
Информативно-хроникальные фотографии.
Информативная репортажная фотография напрямую зависит от важности события, персонажа, чем они важнее для зрителя, тем интереснее репортаж.
Изобразительно-информативные фотографии.
Художественная репортажная фотография не зависит напрямую от важности события. В ней, чем интереснее и искуснее форма подачи любого события и персонажа, тем интересней репортаж.
Предлагаю вам свой субъективный анализ фотографий разного уровня сложности - фотофиксаций, информативных и изобразительных, художественных.
Фото 8,9 (сверху) – примеры изображений с преобладанием информативной составляющей. Что может подумать об их сюжете зритель? Какие чувства вызывает фото 8? Умиление? Давайте поразмыслим. Сюжет - дети пьют воду из «колонки» - есть объекты и их действия, при этом даже информация в изображении поверхностна. Где это происходит, в городе, в деревне, какой стране? Почему они пьют воду, им жарко? Много вопросов возникает из-за банальности факта на котором построена фотография, который не подкреплён изобразительно (художественно) – нет красивого света, соответствующего романтике сюжета, примитивная компоновка – в кадре только два главных героя, нет поддерживающих сюжет деталей, нет переднего плана, заднего плана – показывающего окружающую обстановку. Отношения между героями сюжета есть, но они показаны скупо – мальчик (джентльмен) помогает напиться девочке (даме). При такой банальности сюжета наличие в изображении только информативной составляющей делает его «проходным», не заслуживающим длительного внимания.
На фото 9 мужчины устанавливают котёл для приготовления пищи на площади в Украине. Скорее всего это иллюстрация акции протеста в Киеве, мирная её сторона. Всю эту информацию можно получить из изображения, но и только. Фотография информативна, но построена на банальной информации, которая не трогает, не вызывает никаких эмоций и чувств, даже не подвигает зрителя к познанию – поиску дополнительных сведений о событиях в Киеве… Как и в фото 8, автором этой репортажной фотографии не задействована изобразительная составляющая – свет, цвет, композиция, выбрана не соответствующая сюжету крупность плана и точка съёмки, и это делает её неинтересной. Про это изображение можно сказать что в кадре ничего (важного) не происходит.
В фото 10,11 (сверху) – преобладает художественная (изобразительная) составляющая над информативной. Из этих фотографий зритель не сможет узнать что-то важное или новое о героях сюжетов, тех городах где происходила съёмка, но почувствует состояние людей и атмосферу мест.
На фото 10 – жанровая зарисовка из латиноамериканской страны. Это можно понять по тексту в кадре на испанском языке, цвету кожи и характерным чертам лиц людей – информации о месте съёмки и героях. В кадре ничего значимого не происходит, но изображение останавливает взгляд, завораживает своей композицией. Состояния людей в кадре показаны выпукло, понятно – один прохожий - скрытный (прячется от фотографа? Или от яркого солнца?), парочка на переднем плане увлечена своими отношениями, по форме силуэта мужчины с ребёнком на руках можно предположить что это отец, который успокаивает свою дочь… Всё это показано автором при помощи художественной формы.
Фото 11 сделано в мусульманской стране (или районе) – зрителю это понятно по характерной форме минарета в кадре. Минимум информации, но максимум света, цвета и мастерски построенной композиции, при помощи которых автор и передал атмосферу маленького городского дворика… Автор использовал естественный свет при съёмке, хотя мог и подсветить вспышкой мальчика на переднем плане, но предпочёл оставить только его силуэт в кадре.
Осталось продемонстрировать фотографии в которых изобразительная и информативная составляющие равнозначны.
У многих авторов есть фотографии с разным соотношением информативности и художественности, но довольно редко встречаются кадры сильные своим содержанием и формой, через которую проявлено это содержание.
Фото 12,13,14,15,16 (снизу) – примеры таких изображений. На фото 12 разрушение мирового торгового центра в Нью-Йорке 11.09.2000 года.
На фото 13 – пионеры в современной России возрождают традиции социализма. На фото 14 – лечение детей в Африканской стране. На фото 15 – индийские пожарные в деле. На фото 16 – похороны американского военнослужащего.
Фотография объекта, объекта в ситуации, отношение фотографа к объекту и обобщение.
Фотограф-репортёр, в зависимости от опыта, уровня своего развития и задачи может по-разному запечатлеть объекты съёмки.
Фотография объекта. «Это (этот) выглядит так».
На начальном уровне развития автор сделает только фотографию объекта - его внешнего вида и места нахождения. Для фотографа на этой стадии важен только объект съёмки – красивая девушка, парень, старик, ребёнок, собака… на городской площади, в лесу… Значимость объекта для фотографа больше значимости изображения, которое он сделал.
Автор увидел и запечатлел только объекты.
На фото 17 – мужчина с девочкой (главные герои фото) идут вдоль ряда казаков, и все они между собой не связаны, не по смыслу, не изобразительно. Взаимодействия в кадре нет никакого.
На фото 18 – люди стоят в очереди, а девушка смотрит в объектив фотографа. Всё, конец наблюдениям, и как следствие, конец сюжета. За спиной девушки общаются мужчины, но как они связаны или контрастируют с главной героиней? Наверно внимание автора привлёк изобразительный элемент - цвет куртки девушки, подобный цвету зелёного кофейного автомата, но как это связано с другими объектами в кадре?
Фотография объекта в ситуации. «Это (этот) выглядит так и делает то-то»
Научившись делать чёткие, яркие с «правильной» компоновкой изображения, фотограф идёт дальше – начинает наблюдать за ситуациями в которых находятся объекты (люди) – что и как они делают в кадре, как они относятся к своим занятиям и друг к другу. Фотограф переходит на другой уровень – видит ситуации, в которых находятся герои его кадров и фиксирует их в этих ситуациях. Такие фотографии также могут быть нужны в составе серий и фотоисторий.
Автор фото 19 увидел и зафиксировал ситуацию – покупатель выбирает товар на рынке. На фото видно, но не отчётливо, взаимодействие продавца и покупателя, и больше нет ничего – динамики, аналогий, интриги… Всё просто – мимоходом снятый сюжет с поверхностной подачей.
На фото 20 автор увидел объекты и совершаемые ими действия, при этом сюжет нельзя назвать значимым, а изображение только информативно и без интересного изобразительного решения. У Михаила Блонштейна есть очень интересные жанровые фотографии советского периода, которые в лучшую сторону отличаются от его цветных современных кадров. Видимо так бывает. Возникает ощущение, что ч/б снимал мастер, а цветные кадры начинающий любитель...
У Михаила Блонштейна черно-белые фотографии - кадры 21, 22 и 23 с интересными композициями, смысловым наполнением, иронией. Может со временем автор немного разочаровался в людях, кто знает.
На фото 24 молодой человек помогает девушке пройти без оплаты в метро. Фиксация объектов и их действий без какой-либо оценки автора.
Автор фото 25 пошел чуть дальше – зафиксировал не только объекты и ситуацию – крещение младенца в православном храме, но и попытался выразить своё отношение к сюжету. Информация о героях и месте действия исчерпывающая, но у автора ещё и получилось, правда не так явно, передать состояние в изображении при помощи отношения священника к младенцу и ритуалу. По моему, это отношение можно характеризовать как «благоговейная осторожность».
На фото 26 кроме фиксации объектов и ситуации в которой они находятся, есть ещё и отношение автора. Он использовал для передачи состояния героев сюжета льющийся сверху «божественный свет», выразив этим и своё отношение к происходящему – религиозному таинству.
Фотография отношения автора к объекту и ситуации, в которой он находится.
Когда фотограф становится готов выразить, с помощью изобразительных средств фотографии своё отношение к объекту съёмки – уважение, симпатию, неприятие, пренебрежение…, он совершает переход на другой уровень развития и приобретает авторский взгляд и суждение по отношению к снимаемым сюжетам. В фотографиях, отношение автора может показано разными способами - при помощи отношения наблюдателя, находящегося в кадре, к сюжету или главному объекту, выбора точек съёмки, крупности плана, размещением в кадре, кадрированием – уменьшением или увеличением значимости одних объектов в кадре, относительно других.
На фото 27,28 авторам удалось соединить в кадре не связанные между собой объекты и ситуации реального мира и в результате получились интересные, ироничные сюжеты.
Автор фото 27 показал своё ироничное отношение к героини сюжета – женщине, стоящей на остановке, за спиной которой видны крылья и нимб…
На фото 28 две отдельные ситуации – заправщик с «пистолетом» и полицейский, который кого-то приветствует или подаёт знаки, а в кадре создаётся впечатление, что заправщик «держит на мушке» полицейского. Фотограф показал в своей фотографии то, чего реально не происходило.
На фото 29 автор выразил своё отношение, противопоставив в кадре множеству судей соревнований, одну гимнастку – за малейшими ошибками спортсменки следят двадцать пар глаз.
Смысл фото 30 можно сформулировать как «неудачный прыжок». Такое впечатление возникает из-за того, что в кадре уборщик заметает песок с дорожки, а вместе с песком и спортсмена, своими действиями, как-бы сообщая зрителю что этот спортсмен не важен и его достижения не велики… Для уборщика. Автор таким способом выразил своё отношение к сюжету.
На фото 31 – сотрудники фабрики учебных пособий в Санкт-Петербурге пьют чай на рабочем месте. Никого из героев сюжета не смущает, что на столах, вместе с бутербродами и чаем лежат макеты человеческих черепов и кости - для них это обыденно, а для зрителей дико…
Автор выразил своё отношение, показав разницу в восприятии ситуации героями сюжета и посторонними людьми.
На фото 32 – уборщица в декорациях спектакля Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Автор иронично рассуждает в изображении о месте уборщицы в «древнем Египте».
Фотография обобщения, метафоры – выявление архетипа, закономерностей, сопоставления.
Выражая своё отношение к объектам съёмки, фотограф начинает искать черты характеров, внешности, поведения, которые свойственны людям больших социальных групп – представителям племён, национальностей, возрастов, профессий, подверженных разным видам зависимостей и стараться выделять эти сходные признаки в каком-то одном персонаже – обобщать. Анализировать и показывать изобразительным языком на примере обобщённого образа-типа закономерности в поведении и жизни целой группы людей, проявления различных чувств – любви, дружбы, уважения, ревности… Искать метафоры, использовать архетипы.
Архетипы - это бaзовые сюжеты, которые существуют в коллективной пaмяти людей. Эти сюжеты присутствуют в священных книгaх, нaродных скaзкaх и современных фильмaх. Опорa нa aрхетип позволяет фотографу не только рaсскaзaть о событиях, героях, но и связaть их с "вечными" темaми. Зритель же через эти "вечные" темы узнaёт в фотографиях события своей жизни.
Автор увидел сам и показал на фото 33 зрителям один из типических, характерных образов советского мужчины 70-80-х годов прошлого века – уголовные татуировки, пьянство, показная развязность поведения. В период с 30-х до 60-х годов ХХ века многие мужчины в СССР отбывали разные сроки в заключении за уголовные и политические преступления и это сильно отразилось на их поведении, мировоззрении и внешнем облике.
Автор фото 34 показал зрителю, что ситуация на фабрике учебных пособий похожа сюжет из пьесы У. Шекспира «Гамлет», в котором главный герой разговаривает с черепом шута «бедным Йориком». Эта фотография – метафора.
На фото 35 автор показал скорбь и смерть в общечеловеческом смысле.
На фото 36 образ голода показан в виде крайне истощённого человека.
На фото 37 автор сравнил обед в интернате для людей с синдромом Дауна с известным библейским сюжетом «Тайная вечеря» запечатлённым Леонардо да Винчи. Фотография – метафора.
Субъективизм в оценке фотографий.
Строго говоря, мы сейчас рассмотрели уровни развития любого фотографа, - вначале он просто фиксирует объекты реального мира, а cо временем, начинает задумываться и выражать своё мнение в фотографиях, обобщая и сравнивая образы.
Зритель, в свою очередь тоже может иметь разную степень подготовленности к пониманию изображений – может увидеть только главный объект, а зачем он в кадре, чем он там занимается и какой смысл есть во взаимодействии элементов сюжета даже не обратит внимание.
Видение фотографа.
Если пользованию фотокамерой научить просто, то научить видению сложнее. Зато его можно развивать, изучая сделанное другими, — и процесс этот бесконечен. Другими словами, видением можно поделиться, показывая другим свои кадры и смотря чужие. Поэтому самый интересный опыт приобретается на конкретных примерах, а не в общих обсуждениях стиля или направлений фотографии.
Факт и состояние.
Сначала фотограф берёт в руки фотокамеру, чтобы фиксировать то, что случайно замечает, позже он ходит повсюду с фотоаппаратом, чтобы что-то лучше понять. В самом общем виде это и есть два подхода к жанровой съемке - кадр как фиксация действительности и кадр как ее осмысление. В первом случае фотограф — фиксатор, во втором — наблюдатель, свидетель. Результаты будут отличаться коренным образом. В случае фиксации получается кадр, содержащий факт, а в случае осмысления кадр содержит «факт плюс состояние». Вся сложность состоит в том, что в любой съемочной ситуации, в одних и тех же условиях можно получить и фотографию факта, и фотографию состояния.
Следующая статья будет посвящена техническим и композиционным особенностям репортажной и жанровой фотографии. Особенностям выделения главного при съёмке репортажа и последующем кадрировании снимков. Тому как передать эффект присутствия в репортажной, жанровой фотографии. Драматургии репортажа. Как делать подписи и комментарии к репортажным, жанровым снимкам, описания файлов. Установлению контакта с героями сюжетов и съёмке людей. Как справиться с техническими проблемами при съёмке репортажа, с которыми сталкиваются фотографы.
При написании статьи использованы материалы Колисниченко А.В. «Практическая журналистика» Учебное пособие. Издательство МГУ 2013 год.
Спасибо за внимание.