На фоне регулярных заявлений представителей Яндекс.Такси о нехватке водителей и не вывозе заказов, складывается впечатление, что в московских таксопарках простаивает огромное количество автомобилей. Однако, найти свободную машину для работы, особенно в ажиотажном декабре, очень непросто. Автомобили такси действительно начинают простаивать в парках, но отнюдь не из-за нехватки таксистов.
Вежливый Борт приветствует Вас лично, уважаемый Читатель. Сегодня про смертоносный урон, который китайский автопром наносит российским таксопаркам.
Погнали!
За последний год отрасль пассажирских перевозок оказалась довольно доступной для создания бизнеса в этой сфере. Практически любой может открыть собственный таксопарк без серьёзных вложений. Яндекс с удовольствием подберёт "выгодные" программы лизинга без первоначального взноса и даже поможет с выделением квот на приобретение новеньких авто. Вот только все эти автомобили будут китайскими и других вариантов нет.
Существующие на рынке парки начали активно расширять и увеличивать арсенал, смело наполняя свои колонны китайскими автомобилями, практически без разбора. Создание новых таксопарков тоже на заставило себя долго ждать и, новоиспеченные таксо-бизнесмены, с уверенностью того, что нашли золотую жилу, начали активно использовать все прелести лизинговых предложений, плодясь на каждом углу, как грибы.
Тестируя множество китайских автомобилей, я всегда писал о том, что покупать их себе (как физ.лицу) очень рано, и необходимо дождаться результатов работы этих аппаратов в таксопарках, где они себя смогут проявить довольно быстро.
Вот данные из открытых источников правительства Москвы, из которых видно, как изменилась ситуация по выданным разрешениям на пассажирские перевозки в 2023 году в сравнении с тем же периодом 2021 года (когда китайских автомобилей было очень мало). А ведь эти данные предоставлены только с 1 января по 15 мая:
Лишь по таким неполноценным данным, мы сразу видим лидера пассажирских перевозок в Москве. Им становится китайская марка Chery. Вот именно она и нанесёт смертельный удар по многим российским таксопаркам. Понимая, что субрендами Chery являются автомобили марок: Exeed, Omoda, Kaiyi и Jetour, где наверняка использованы одиноковые агрегаты, масштаб бедствия кратно усиливается.
Многие уже столкнулись с проблемами автомобилей марки Chery (и их "отпрысков"), а именно с ненадежностью их коробок CVT, именуемых в простонародии "вариаторами". Как оказалось, довольно немного их вариаторов доезжают до пробега в 60 тысяч километров, а преодолевших эту отметку и оставшихся на линии автомобилей ещё меньше. Да, дилер обещает ремонт по гарантии, но не всё так просто. Давайте посмотрим на гарантийные обязательства компании:
Мы смело пропустим 3-х месячный срок гарантии на аккумулятор, колодки, стекла и свечи с проводами, а также 40 тыс.км пробега для всей ходовой и рулевой системы и сразу обратим внимание на гарантию CVT, который указан внушительной цифрой в 150 тысяч километров пробега. Вроде неплохой срок, который заставляет задуматься о надёжности этих агрегатов. Но, если физлицо ещё и может позволить себе обслуживание по расценкам официального дилера, то таксопаркам платить такие деньги просто невыгодно, а замену масла в коробке производитель предписывает производить каждые 40 тыс.км. Таксопарки производят замену масла в собственных сервисах. Но как это доказать при обращении к дилеру, когда "вариатор" приказал долго жить?
Да и смысла менять масло у официального дилера никакого нет
В гарантийном талоне указано, что гарантийные обязательства компании распространяются только на:
- шестерни;
- валы;
- корпус;
- дифференциал
автоматических трансмиссий (CVT, DCT)
А по заявлению специалистов автосервиса из строя выходят:
- ремень вариатора;
- масляный насос;
- гидроблок.
Создаётся ощущение, что производитель знал, какие именно узлы нельзя указывать в гарантийном талоне.
Обращения по гарантии
Срок гарантии для автомобилей, которые используются в коммерческих целях, производитель ограничил одним годом!
Официальные дилеры принимают обращения на гарантийный ремонт этих автомобилей, но очереди к дилеру колоссальные. Для обращения к официальному дилеру, парку необходимо потратить около месяца только на очередь по записи, а затем ещё месяц/полтора на согласование и замену агрегата. Более двух месяцев машина простаивает, а лизинговая компания требует ежемесячных платежей, которые могут осуществляться исключительно из личного кармана владельца таксопарка.
Один год, а что дальше?
Автомобили Chery, прослужившие всего один год в такси - слетают с гарантии и дальнейшая эксплуатация полностью ложится на плечи владельца. Имея такие проблемы, обслуживание этих автомобилей за свой счёт, не просто становится финансовой болью для самих таксопарков, но и ставит автомобиль в простой на несколько месяцев, ввиду отсутствия необходимых запасных частей. А таксопарки взяли автомобили в лизинг на 3, а то и на 4-5 лет!
Насколько глобальна проблема
Парк, в котором я арендую автомобиль для работы, закупил 30 единицы автомобилей марки Chery, 18 из которых уже остановились по причине поломки вариатора. Причем 2 автомобиля остановились сразу же, пробежав всего 400-450 км.
Только вдумайтесь: 60% автомобилей вышли из строя! А что с остальными 40%? Они ещё не намотали 100 тысяч пробега. Руководство парка совершили быстрый манёвр и сняли с линии большинство автомобилей этой марки. Удалили таксишный окрас и отправили в автосалоны на реализацию, а часть машин выставили на продажу самостоятельно, в жёлтой оклейке и атрибутикой такси.
Но так ли просто решается эта проблема? Конечно нет! Парк должен обладать необходимой суммой для выкупа всех этих автомобилей в собственность у лизинговой компании. Представьте, что остаточная стоимость этих автомобилей примерно равна 1,5 млн. руб. за каждый.
А теперь представьте, если парк взял не 30, а 150 или 200 единиц таких машин. Сюда смело можно добавить все марки, которые принадлежат компании Chery, например Exeed или Omoda с Kaiyi и Jetour, которых наш парк не взял ни одной единицы.
Есть ли у парков свободные суммы для выкупа из лизинга такого количества автомобилей? Если есть, то хорошо, правда я не уверен, что найдётся такое количество неосведомлённых покупателей, чтобы распродать весь этот арсенал через автосалоны. Да и вложение это довольно сомнительное. А если денег нет, то очень скоро парки не смогут вносить ежемесячные платежи за автомобили, которые встали "мёртвым колом" и не работают. Лизинговые компании начнут процедуру изъятия за неоплату. А что будут изымать лизинговые компании? Сломанный неликвид? Конечно же под изъятие пойдут рабочие машины, которые лизинговая компания будет иметь возможность успешно реализовать.
Кстати, похожая участь ожидает и "счастливых" обладателей автомобилей JAC JS4 (Москвич 3), мертвые экземпляры CVT которых уже появляются в нашем парке:
Это даже не первый звоночек, а уже колокольный раскат, которым китайский автопром прошёлся по московским таксопаркам смертоносным звоном.
Некоторые парки уже осознают проблему и стараются уговорить водителей обращаться с "китайцами" понежнее, отправляя им сообщения подобного характера:
Парки любыми способами пытаются продлить жизнь своим "золотым (как они считали) яйцам", но водителю, как Вы сами понимаете, такие советы до одного места. Ведь не будет же он вызывать трактор каждый раз, как застрянет в снегу.
Я прогнозирую, что в ближайшее время таксопарки начнут лопаться один за другим, как мыльные пузыри. С такой скоростью, которая во много раз превзойдёт скорость их надува.
Как показывает суровое испытание автомобилей марки Chery на российском рынке пассажирских перевозок - эти автомобили имеют лишь красивую "обёртку" и для эксплуатации в таких условиях непригодны.
Так что, если Яндекс.Такси заявляет о дефиците таксистов в 30 тысяч человек только в Москве и МО, то пусть задумается о том, на каких автомобилях им придётся работать. Хотя... Это уже совершенно другая история.
И это только начало!
Есть опыт работы на автомобилях этих марок с пробегом более 60 тыс.км? Обязательно поделитесь опытом в комментариях.
Всем Добра и Удачи.
Пока!