Найти тему

С 1 декабря этого года директор Мариинского театра Валерий Гергиев возглавляет также Большой театр

Валерий Гергиев, помимо того, что он — выдающийся музыкант, еще и хороший администратор. Возглавив Мариинский театр в 1988 году, он сделал его огромным культурным комплексом, в который входят не только три сцены в Петербурге, но Приморская сцена во Владивостоке, филиал во Владикавказе. Сегодня в репертуаре петербургского Мариинского более 100 опер и почти 90 балетов, симфонический оркестр насчитывает около 400 человек, оперная труппа состоит из 148 артистов, при этом многие из них регулярно появляются на спектаклях в Москве. Балет включает в себя 250 артистов, среди которых солисты и премьеры. В год на своих трех площадках коллектив дает около 1000 представлений (примерно 90 в месяц), за прошлый год театр посетили около 800 000 зрителей (до пандемии — 900 000). Мариинский театр недавно отпраздновал свое 240‑летие в статусе интенсивного репертуарного театра. По многим параметрам ему нет равного в мире.

Например, по статистике ноября, на сценах театра состоялись в общей сложности 111 представлений: 43 — на исторической сцене, 32 — на сцене Мариинского-2, 36 — в Концертном зале. А также 4 концерта в камерных залах: 1 — в Зале Мусоргского, 2 — в Зале Щедрина, 1 — в Зале Рахманинова (цифры приводятся по данным театра). Кроме того, в октябре-ноябре прошел масштабный гастрольный тур в Турции и Китае (где помимо всего прочего целиком было показано «Кольцо нибелунга» в новой сценической версии). Напомню, что на тетралогию Вагнера отважился лишь Мариинский театр, где она давно и с успехом идет. Валерий Гергиев, оркестр и артисты театра выступали и в зале Зарядье в Москве.

В Большом театре, где тоже сейчас три сцены, живут по‑другому: театр ставит название блоками, что позволяет тщательно отрепетировать каждое из них и собрать оптимальный состав, более взвешенно подходят в театре и к выбору постановщиков. Однако даже беглый взгляд показывает, что при большем финансировании Большой театр явно делает меньше Мариинского, по крайней мере количественно, а если разобраться, то и качественно. Ведь при нынешней ситуации выбор режиссеров, дирижеров, артистов ограничен. И Большого явно «не хватает» москвичам и гостям столицы, о чем свидетельствует недавняя история со «Щелкунчиком», когда за место в очереди (!) за билетами люди платили тысячи рублей. А Мариинский в то же время ставит на новогодние праздники сорок «Щелкунчиков» в трех разных постановках…

Думается, что только Гергиев, при нынешнем сокращении его международных ангажементов, может вдохнуть в Большой новую жизнь. На поверхности — обменные гастроли. Ведь в репертуаре Мариинского все оперы Вагнера, несколько опер Рихарда Штрауса, огромный русский репертуар, среди которого спектакли-легенды, такие как «Хованщина» или «Евгений Онегин» Юрия Темирканова, целый блок спектаклей на музыку Родиона Щедрина, только что показали «Войну и мир» Прокофьева. Как нужно было бы показать их в Москве! Но и Большому есть чем поделиться с Петербургом. Кроме того, это даст большие возможности артистам, особенно молодым, ведь звезды Мариинского, такие как Ильдар Абдразаков, Владислав Сулимский, Святослав Трофимов, Ольга Пудова, Сергей Скороходов, и многие другие часто появляются в Москве, а вот обратный процесс происходит не всегда. Как интересно было услышать звезд Большого Игоря Головатенко и Марию Баракову на Гала-концерте Премии «Онегин», но еще интереснее услышать того же Головатенко в его лучших партиях в полноценных спектаклях. И это лишь один пример.

Так что будем надеяться, что маэстро Гергиеву хватит сил и энергии для этого нового вызова, не только творческого, но и административного. И что он будет уделять равное внимание двум театрам, составляющим наше культурное и историческое наследие.

И еще: в Большом театре давно не было крупной дирижерской фигуры, какой является Валерий Гергиев, в свои семьдесят лет находящийся в расцвете сил и таланта. Поэтому новое назначение, хотя и не обещает спокойной жизни, но таит в себе захватывающие возможности, которые только Гергиев и может осуществить.