Найти тему
Историк Андрей

Переправа через Днепр севернее Чигирина и "битва у Бужина перевоза". Продолжение

Оглавление

Осада Чигирина началась 3 августа., Только 10 августа более чем в ста километрах от крепости армия Ромодановского соединилась с казаками гетмана Самойловича (20 тыс.).

Московские войска, за исключением столичных стрельцов и двух выборных московских солдатских полков "нового строя", были недостаточно хорошо вооружены и обучены. При этом русская армия значительно превосходила турок в артиллерии, так как имела 126 орудий.

Армия Голицына состояла в основном из необстрелянных полков "нового строя". Голицын выступил из Путивля 7 августа и берега Днепра достиг с опозданием, только к сентябрю, уже после отступления турецких войск.

Ромодановский и Самойлович по пути выслали к Чигирину подкрепление, отряд "полуполковника" Ф. Тумашева, который скрытно подобрался к осажденной крепости, и утром 20 августа с развернутыми знаменами и под бой барабанов вступил в Чигирин, сумев избежать потерь из-за нерасторопности турок,

В турецкой армии Ибрагим-паши было около 60 - 80 тыс. человек, из них 15 тыс. янычар и прочей турецкой пехоты, 20 - 30 тыс. сербов, валахов и молдаван, 20 - 40 тыс. татар. У турок было 35 орудий. Турецкий командующий планировал за три дня взять Чигирин, а затем и Киев.

Чигирин оборонял гарнизон под командованием воеводы Ивана Ржевского из 9 тыс. человек: солдат, стрельцов и украинских казаков.

Солдат выборного полка Аггея Шепелева и рейтар рейтарского полка Федора Вормзера "полков нового строя" русской армии второй половины XVII века. Фото из открытых источников
Солдат выборного полка Аггея Шепелева и рейтар рейтарского полка Федора Вормзера "полков нового строя" русской армии второй половины XVII века. Фото из открытых источников

24 - 25 августа войска Григория Ромодановского и Ивана Самойловича вышли к берегу Днепра у Бужина перевоза. В этом месте река значительно сужалась, а правый берег вдавался вперед в виде полуострова. Ибрагим-паша отправил крымского хана со значительными силами к Бужину, чтобы помешать переправе, однако хан опоздал.

Татарские разъезды были отогнаны от берега артиллерийским огнем, и в три часа ночи с 26-го на 27-е августа русско-украинские войска начали переправу.

Передовым отрядом командовали "полуполковник" Воейков из выборного (отборного. "гвардейского") полка А.А. Шепелева и полковники Верстов, Левенец и Барсук. Беспорядочная стрельба, открытая турками, была подавлена огнем орудий с левого берега

Ромодановский лично руководил установкой пушек и корректировкой огня русской артиллерии по позициям неприятеля на правом берегу Днепра.

Благодаря этому передовые части переправились почти без потерь. Высадившись, они в короткой схватке отбросили турецкий отряд и, заняв плацдарм на берегу, начали сооружать ретраншмент (полевое укрепление). Генерал-майор Аггей Шепелев принял командование войсками на правобережном плацдарме.

Утром 27-го на правый берег переправился второй выборный полк М.О. Кравкова, следом начали переправу остальные войска, в том числе и полк Патрика Гордона, оставившего в своем дневнике описание этих событий.

Янычары. Отборная турецкая пехота второй половины XVII века. Фото из открытых источников
Янычары. Отборная турецкая пехота второй половины XVII века. Фото из открытых источников

Лишь во второй половине дня 27 августа турки атаковали русские позиции. Этот бой решал успех всей переправы, так как к тому времени на правом берегу было всего несколько полков, однако первый и второй выборные полки отразили атаку янычар.

Получив от хана и турецких командиров донесение, что те не могут сдержать русских, Ибрагим-паша направил им подкрепления, а с оставшимися силами предпринял последнюю отчаянную попытку овладеть Чигирином.

Но Чигиринская крепость, обороняемая русско-украинским отрядом под командованием воеводы Ивана Ржевского, и на этот раз устояла.

Тем временем Ромодановский и Самойлович переправили уже 15 тыс. человек под командованием полковников Косагова и Новицкого, которые перешли в атаку и отбросили численно превосходящие силы противника.

28-го августа сражение продолжилось. Расширив занятый плацдарм, союзники закончили переправу и «знатную одержав победу над неприятелями, многих побили, гоня их на пять верст от Днепра…» (Я.Е Водарский, Международное положение Русского государства и русско-турецкая война 1676—1681 гг.; П. Гордон. Дневник 1677-1688 гг.)

Турки понесли значительные потери (около 10 тыс. убитыми, по словам французского посла в Константинополе Ф. де ла Круа). На поле сражения остались лежать сын крымского хана и сыновья паши. Русские и украинцы потеряли 2460 человек убитыми и около 5 тыс. ранеными.

Украинская казачья конница второй половины XVII века. Фото из открытых источников
Украинская казачья конница второй половины XVII века. Фото из открытых источников

Поражение в Бужинской битве или в "сражении у Бужина перевоза" заставило Ибрагим-пашу в ночь на 29 августа снять осаду Чигирина и поспешно отступить. Ведь в тылу турецко-татарского войска находилась Запорожская Сечь и при определенных обстоятельствах уже сам Ибрагим-паша со своим союзником Селим-Гиреем мог оказаться к югу от Днепра в окружении.

Тем более, что в это время с востока к Днепру уже подходила вторая русская армия - Большой полк князя В.В. Голицына, а коварные поляки в любой момент могли нарушить условия невыгодного для них Журавенского мира 1676 года и сами атаковать турецко-татарскую армию с запада.

Победа войск Ромодановского и Самойловича спасла крепость Чигирин от захвата ее турками, так как у 9-тысячного отряда воеводы Ивана Ржевского к тому времени уже заканчивались боеприпасы.

Бужинская победа означала также выигрыш всей военной кампании 1677 года и сохранение контроля России над всем средним течением Днепра и Киевом.

Заслуги командиров выборных полков, принявших на себя основной удар противника, были отмечены царем Федором Алексеевичем, который произвел их в следующие чины: Аггей Шепелев стал генерал-поручиком, а Матвей Кравков - генерал-майором.

Нельзя также не отметить полководческое искусство воеводы князя Григория Ромодановского и гетмана Ивана Самойловича. Крупная русская победа при Бужине по своим масштабам даже превосходит победу польского короля Яна Собесского над турками при Хотине в 1673 году,

Уважаемые читатели! Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!

Вы узнаете еще много интересного!