Заменят ли авто по гарантии из-за повторно проявляющихся недостатков авто.
Что делать, если купили новый автомобиль и в период гарантийного срока проявились недостатки товара, а после их устранения они появляются вновь и вновь? В этом случае вы вправе по своему выбору потребовать:
- замены на товар этой же марки (модели, артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с перерасчетом цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- устранения недостатков или возмещения расходов на их исправление;
- отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной суммы.
До Верховного Суда РФ дошло дело, в рамках которого истец требовал от дилера замены автомобиля, потому что в период гарантийного срока неоднократно проявлялись различные недостатки, в том числе – нарушение целостности покрытия обшивки водительского сиденья.
Суды трех инстанций в иске отказали, хотя и признали подтвержденным факт нарушения целостности покрытия обшивки водительского сиденья, который проявлялся после его устранения. Отказ мотивировали следующим:
- недостаток устранимый;
- недостаток не влечет недопустимость использования автомобиля;
- не установлена невозможность использования товара более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока.
Верховный Суд РФ с доводами нижестоящих судов не согласился, разъяснив, что повторное проявление недостатков после их устранения является самостоятельным основанием для замены товара на аналогичный. Отдельно суд отметил, что правового значения для реализации права на замену товара не имеют:
- возможность/невозможность устранения такого недостатка;
- соразмерность расходов на его устранение исходя из цены товара;
- незначительные временные затраты на устранений недостатка;
- есть или нет запрет на эксплуатацию товара при этом недостатке.
Нормативное обоснование позиции (статьи 454, 469, 475, 503 ГК РФ, статья 18 Закона о защите прав потребителей, пункт 13 постановления Пленума ВС РФ № 17 от 28.06.2012).
Таким образом, если в гарантийный срок в технически сложном товаре (к которым относится и автомобиль) недостатки проявляются повторно, после проведения мероприятий по их устранению, покупатель вправе требовать замены товара.
Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей, утвержденный Президиумом ВС РФ от 18.10.2023
/Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 11.04.2023 № 8-КГ23-2-К2/
Советы юриста:
- оформлять любое, даже малозначительное, обращение обязательно письменно. Лучше заранее составить заявление в двух экземплярах, чтобы один вручить дилеру, а на втором проставить отметку о вручении. Проследите, чтобы на вашем экземпляре кроме даты и подписи стояли ФИО и должность специалиста, а также, печать организации;
- всегда требовать второй экземпляр любых оформляемых дилером документов (актов, заказ-нарядов и т.д.), в том числе, при получении автомобиля после ремонта. Если отказываются предоставить такие документы – настаивайте, это ваше законное право. Кроме того, можно сделать фотографию документа или экрана компьютера сотрудника (обратите внимание, чтобы фотографии были хорошего качества и легко читались);
- внимательно читайте, какое именно повреждение (поломка, недостаток) зафиксировано в документах. Имейте ввиду, что не всегда слова сотрудника соответствуют тому, что он указал в акте. Особенно это важно при повторном обращении с одним и тем же недостатком, поскольку сотрудники могут указать другой недостаток и тогда, право на отказ от товара будет сложнее реализовать;
- если недостаток выявлен повторно, вам необходимо сразу определиться, будете ли вы отказываться от товара и требовать замены автомобиля. Ведь после ремонта автомобиля воспользоваться этим правом по этим основаниям будет уже нельзя;
- обязательно соблюдайте все условия гарантийного использования автомобиля: исполняйте требования, изложенные в руководстве по использованию, проводите ремонт и сервис, приобретайте и устанавливайте дополнительное оборудование и запасные части только у дилера и рекомендованных им сервисах, соблюдайте сроки планового технического обслуживания. Нарушение данных правил может повлечь отказ в гарантии до истечения срока ее действия.