Найти тему
Лекторий Dостоевский

Михаил Чехов и его знаменитая на весь мир школа

В нашей стране о Михаиле Чехове известно меньше, чем о его знаменитом родственнике – писателе Антоне Чехове. До середины 1980-х гг. его имя и вовсе было предано забвению, так как в 1930-х гг. он покинул Россию и переехал в США. Где добился признания и успеха, путь к которым, впрочем, был весьма тернист.
Михаил Александрович Чехов был племянником Антона Павловича Чехова, (сыном старшего брата) - Александра, публициста и прозаика. Кстати, его женой - Ольгой - была...племянница жены Антона Павловича...Но это потом.

Миша родился в 1891 г. в Петербурге, рано проявил интерес ко всякого вида творчеству. Так что неудивителен его выбор - в 16-летнем возрасте он стал посещать театральную школу Алексея Сергеевича Суворина - драматурга и театрального критика. А окончив ее, стал служить и в труппе Суворинского театра. Тот располагался в здании Апраксинского (Малого) театра на Фонтанке, построенном в 1876–1878 годах по заказу графа А. С. Апраксина. Завершил свое существование с Революцией 1917г.

Здесь с 1895 по 1917гг. располагался театр Суворина
Здесь с 1895 по 1917гг. располагался театр Суворина

Михаила заметил Константин Станиславский, который уже через год работы в Суворинском театре пригласил молодого актера в его в труппу МХТ. Роль Хлестакова в «Ревизор» Станиславского и Немировича-Данченко стала по-настоящему успешной. В одной из рецензий были такие строки: «Быть может, в первый раз за все те восемь десятилетий, которые насчитывает сценическая история «Ревизора» на русской сцене, явлен наконец-то тот Хлестаков, о котором писал сам Гоголь». Другой образ эмоционального, подвижного, рефлексирующего персонажа из классики - Гамлет - в исполнении Михаила так же был тепло встречен и публикой, и критиками.

"Гамлет" в исполнении Михаила Чехова
"Гамлет" в исполнении Михаила Чехова

Это было время зарождающегося кинематографа. Артисты с удовольствием исследовали новые формы и площадки для реализации таланта. Вот и кинодебют Чехова не заставил себя ждать. В своей первой роли в кино он сыграл венценосного тезку - Михаила Романова - в фильме «Трехсотлетие царствования дома Романовых» в 1913 г. То был юбилейный год для дома царствующей династии, когда без преувеличения вся страна готовилась к этому торжеству. От выпущенных к празднику бонбоньерок и конфет, серий открытой от лучших художников, до написанных картин, сшитых костюмов а-ля Романовы 17го века, и до кинофильмов - все отдавало дань трехвековому царствованию венценосной фамилии.

К знаменательной дате готовились загодя и по всей Империи, выпуская памятные сувениры, промышленные шедевры и произведения искусства
К знаменательной дате готовились загодя и по всей Империи, выпуская памятные сувениры, промышленные шедевры и произведения искусства

Михаил Александрович продолжал сниматься в кино, играть на сцене, но тонкая душевная организация не давала ему полноценно и ровно отдаваться работе. Сегодня, возможно, хороший курс терапии или антидепрессантов выровнял бы ситуацию, но в те годы едва ли не эстетизации экзальтированного поведения и смены настроения, такое не практиковали. Чехов сам замечал неровность эмоционального состояния, нестабильную психику. Срывал репетиции, а затем и вовсе ушел от Станиславского, объяснив свой порыв нервной болезнью, годами ему мешавшей. Даже нежная любовь и брак с племянницей Ольги Книппер-Чеховой (ставшей по замужеству с Михаилом полной тезкой жены Антона Павловича) не помогала. Первый брак Михаила продлился всего три года (1914-1917гг.), хотя в результате его и родилась будущая актриса Ольга. Чтобы не длить бесконечную путаницу из тезок и однофамилиц в одной артистической семьей, дочь Михаила впоследствии взяла псевдоним Ада Чехова. После развода родителей Ольга-Ада уехала с матерью в Берлине, где и играла в театре, не прекращая тесную связь с отцом вплоть до самой его смерти.

Ада-Ольга Чехова
Ада-Ольга Чехова

Но, вернемся. В послереволюционный, 1918 г. Чехов открыл частную актерскую студию, и это стало спасением. Здесь он мог и продолжать любимое дело, и не распаляться от творческих метаний, мук и разногласий с режиссерами. занятия в которой спасли его от депрессии. Спустя 2 года он начал преподавать в студии Пролеткульта, инициированной Алексеем Гастевым, и в студии имени Федора Шаляпина, после возглавив и Первую студию МХТ. Впрочем, идиллия и тут длилась недолго - уже в 1926 гв МХТ начались конфликты, которые привели к расколу в театральной труппе. Чехов снова хотел уйти, но в молодом государстве уже не так просто было принимать самостоятельные скоропалительные решения - его не поддержали и отставку не приняли.
При этом, театр много гастролировал, а Чехов набирал заслуженную славу яркого актера, способного совершенно по-своему проживать каждую роль. Это не осталось не замеченным для иностранной публики и критиков. Начиная с 1929 г., актер начал сниматься и в зарубежном кино. Он пробовал свои силы и в качестве режиссера, и местная пресса называла его постановщиком европейского масштаба. Его творческий путь распространялся отныне на зарубежные просторы.

В 1930 г. Михаил Чехов переехал в Париж и занялся театральной режиссурой.

Париж, 1930-е гг.
Париж, 1930-е гг.

Не оставшись особенно довольным результатами того периода, спустя два года Михаил уехал в Ригу, где занимался актерской и режиссерской деятельностью. Позже также преподавал актерское мастерство в Литовском государственном театре. Не задержавшись и здесь, в 1935г. переехал в Англию, где открыл студию актерского мастерства.

Наконец, в 1939 г. Михаил Чехов переехал в Америку, остановив свой воображаемый эмигрантский чемоданчик в условном шкафу - пылиться и не напоминать о продолжавшейся так долго смене жительства. В США он сразу поставил спектакли «Двенадцатая ночь», «Сверчок на печи» и «Король Лир» и занялся подготовкой труппы артистов для постановок на Бродвее. То был "Золотой век" Голливуда, славу которого составил и он сам, снявшись в более чем десяти картинах. А в 1945 г. за роль в фильме «Зачарованный» он был номинирован на «Оскар» и премию Общества театральной кассы «Голубая лента».

"Завороженный", 1945г. Михаил Чехов и Грегори Пек
"Завороженный", 1945г. Михаил Чехов и Грегори Пек

При этом, обольщаться Америкой и Голливудом наш чуткий и тонкий соотечественник не стал. Его дневниковые размышления об этом периоде жизни были полны горечи и разочарования: «Моя жизнь скучна, проста и однообразна. Так много хорошего видел и пережил в театре на своем веку, что фильм, с его грубыми и глупыми людьми никак заинтересовать не может». Тем не менее в Голливуде Чехов добился признания и высоких гонораров. А главное - связей с актерской братией, обратившей внимание на интеллектуального и тонкого русского. Этот психологизм, так популярный еще с конца 19века во всем мире, внимание к философским проблемам, глубине образов были в диковинку для делавших ставку на зрелищность американцев. В Чехове и его методах было все, чего западному искусству так не хватало. Как раз то, чего недоставало Михаилу в его новой американской кинематографической реальности, было в нем самом. Этого и самим американским звездам не хватало! Все сошлось. Буквально - "звезды сошлись". То искомое, глубинное, чувственное, нравственное, подспудное, что умел и любил явить в искусстве Чехов, нашлось в нем для голливудских "шаблонных" актеров. Им самим было мало своей зрелищности, не хватало наполнения. Которое им дал Михаил Александрович, опоясавший к тому времени земной шар в поисках "своего" места, пристанища.

Чехов стал одним из первых, кто представлял систему своего патрона - Станиславского - в Америке, снискавшую славу среди звезд первой величины. В его студии занимались Грегори Пек, Клинт Иствуд, Мэрилин Монро, Энтони Куинн, Ингрид Бергман, Юл Бриннер. На Западе метод Чехова оказал значительное влияние на технику актерского мастерства.

Константин Станиславский - создатель авторского актерского метода, "крестный отец" значительной части выдающихся актеров ХХв.
Константин Станиславский - создатель авторского актерского метода, "крестный отец" значительной части выдающихся актеров ХХв.

В своих книгах «О технике актера» и «Жизнь и встречи»Михаил Александрович систематизировал весь свой опыт работы в театре, начиная с Суворинского и продолжившегося в МХТ.

-9

Увы, с его нервной организацией, с этим постоянным "горением" внутри вряд ли он мог прожить долгую размеренную жизнь. 30 сентября 1955 г. Михаил Чехов ушел из жизни, и в некрологах писали о том, что «мировой театр потерял одного из крупнейших изобразителей сложных человеческих эмоций». Актриса Елена Юнгер, рассказывая о своих встречах с Чеховым, вспоминала, что однажды он ей признался: «Знаете, я сейчас переживаю самую огромную, самую страстную и самую безнадежную любовь своей жизни... я влюблен в русский театр». Несмотря на успех и признание за рубежом, в эмиграции он до конца дней тосковал по родине и чувствовал себя чужим в США.