Профессия учителя сложна, особенно, когда ты агрессор с дислексией...
В мировом кинематографе предостаточно фильмов, сериалов о людях, которые вынуждены скитаться неприкаянными из-за своих особенностей. Этот жанр не обошел и режиссер фильма «Я делаю шаг», что вышел на широкие экраны в сентябре этого года.
История повествует нам о молодом юноше Саше Макарове — он окончил педагогический университет, мечтает о работе в столице, но все его планы обрываются подставой однокурсницы, и он вынужден вернуться в родной Псков работать в родной школе. Там он сталкивается с полным непринятием со стороны учеников, и только любовь детства оставляет ему надежду. На что, не очень ясно.
Саша — дислексик, и это то, что его угнетает. Он не может чувствовать себя частью общества, но и недуг свой устранить, увы, никак не имеет возможности. Как он закончил школу и педагогический университет (по специальности русский язык и литература) тоже не совсем понятно, но это не единственный вопрос, возникающий при просмотре этого фильма.
На фоне собственного непринятия у Саши ярко выраженные проблемы с агрессией: он срывается на всех и вся, ломает пандусы на входе в поликлинику — ведет себя как тип, которому совершенно нет места в обществе. Тем не менее, авторы, по всей видимости, хотят заставить нас пожалеть Сашу, мол, дислексик, тяжело человеку, но наш педагог далеко не ребенок, чтобы не справляться со всплесками эмоций. Да и постоянное нытье, прошу прощения за фамильярность, сострадания особо не вызывает.
Большим вопросом во время просмотра стала абсолютная разобщенность сюжетных ходов, линий персонажей и даже видимых кадров. Уже на пятнадцатой минуте создается впечатление, что смотришь в калейдоскоп, сцены сменяются чаще, чем зритель моргает, они начинаются внезапно и обрываются на полуслове. Кажется, будто создатели решили отметить окончание съемок, а из закусок под рукой оказалась только пленка с фильмом. В прокат собрали то, что осталось.
Сложно уследить за подобными приемами повествования. Сценарист (или монтажер) надергали сцен и понапихали что куда. Кадры не соединены в композицию, и потому частенько мелькал вопрос: «Стоп, почему вообще это происходит?»
Нам щедро демонстрируют одну из учениц Саши, Полину — бойкую, нестандартную и, впрочем, не стремящейся к учебе девочку. В секундной сцене изучения личных дел учеников мы еле можем уловить, что девочка, как и главный герой, сирота, и опекун её некая Ольга Кузнецова — как мы поймем дальше (только по видеоряду и словам этой самой Оли) — это та самая подруга Саши из детства, его первая любовь и единственный человек, который в курсе о Сашином недуге. От Оли Саша получает блокнот Полины, в котором та писала стихи. Логики в этом мало, Саша выгоняет Олю за такое издевательское отношение, потом все будет хорошо, у этой сцены ссоры никаких последствий не будет, потому что Сашу надо пожалеть.
Чтобы хоть как-то найти контакт с учениками (однако в действиях учителя сильного к этому рвения не заметно), Саша предлагает им сделку: участие во Всероссийском конкурсе чтецов с призовым фондом в миллион рублей, а учитель в обмен на это не будет портить им аттестат, девятый класс все-таки. Дети соглашаются, начинается усиленная подготовка к конкурсу, и дети уже нормально относятся к Сан Санычу, которого с 1 сентября всеми силами ненавидели, подкидывали дымовухи, творили другие пакости. Саша к детям оказался лоялен, но особо своего мнения о нелюбви к детям за весь фильм не поменял. В школе в победу девятого класса не верят. Все эти аспекты никак сценарно не обоснованы.
Параллельно также развивается конфликт, пришедший еще с детских времен Саши: в школе работает завуч, всей душой ненавидящая Александра, которая в старших классах даже грозилась сдать его в детдом. Нетерпимость учительницы к Саше сценарно тоже никак не объясняется (вроде как он подставил её на открытом уроке, высказав свое мнение, которое учительница считала неправильным, наябедничал комиссии про нее при всем классе, но, судя по поведению в учительницы в показанной сцене, она уже не терпела ребенка всем сердцем). Завуч постоянно грозится навлечь на Сашу проблем, обвиняет его во всех смертных грехах, но ничего не происходит. Будучи женой чиновника из администрации, она вполне имела возможность задать Саше жару, но почему-то учительница этого за весь фильм не сделала.
Накал страстей должно было подчеркнуть противостояние в конкурсе с той самой однокурсницей, что забрала у Саши работу его мечты. Род их отношений вполне понятен, но отношение девушки к главному герою различить трудно по одним лишь символам и знакам из головы сценариста. В начале это было продемонстрировано как желание отстраниться от обузы-дислектика, к концу это по неизведанным причинам переросло в ненависть (опять!). На конкурсе Саша признается в своем секрете, произносит душещипательную речь о том, какой он благородный учитель, что учит не зубрежке, а любви к предмету. Строит из себя жертву, но конкурс псковичи проигрывают.
Сложно очертить мораль, основную мысль фильма. «Больные тоже люди»? Грубо. «Огрызайся и ненавидь, зато в конце тебя обязательно полюбят»? Странно. «Я сломал пандус, чертова администрация, поставьте нормальные»? Сформулировать проблематично. У фильма «Я делаю шаг» действительно были большие перспективы развить хорошую, остросоциальную повестку — каждый человек в обществе важен, не бойся признаться в своих страхах, проблемах, люди тебе помогут. Но, исходя из того, какие люди показаны в фильме, обращаться за помощью к такому обществу не хочется. Персонажи агрессивны, эгоистичны, алчны, из всех только директриса школы вызывает положительные эмоции. Признание в недуге Сашу и отношение людей к нему никак не меняет, все два часа проходят в скучной стабильности.
Фильм «Я делаю шаг», видимо, предполагался как посыл к людям — любите ближнего своего, а на деле получилось два часа бессвязной мешанины с мутными персонажами. Из перспективной социальной вещи ушли в вольный бег галопом. Когда-нибудь дождемся. Не ломайте пандусы, друзья!