Найти тему
Александр Седов

"Аленький", да удаленький: западные зрители о советской киносказке

"Готично!" - пишет западный зритель о фильме "Аленький цветочек", забыв упомянуть про политику. Совсем, напрочь. Не иначе - магия. Так сильно очаровывает советская киносказка. В отличие от комедии и фантастики, волшебный жанр в нашем кинематографе, пожалуй, меньше страдает от идеологизированных инвектив и политизации в суждениях зарубежной аудитории, когда речь заходит о советском кино. Быть может, далёкие от наших реалий зрители смотрели ещё не весь наш сказочный репертуар, но встреченные мной рецензии свидетельствуют об этом.

Я уже публиковал перевод иностранной рецензии на картину Ирины Поволоцкой. С тем отзывом было точно также. Понятие "таинственности" - главное, что пронизывает зрительские отзывы и, конечно же, фильм.

Вот сначала относительно короткая реплика киномана, а по совместительству художника комиксов, с ником paraboliccuss:

Я смотрел это в кинотеатре почти 10 лет назад, и это было похоже на перенос в другое измерение. Персонажи зачаровывают с самого начала фильма, повсюду мистические знаки и символы. Переходы резкие и контрастные, музыка убаюкивает вас, погружая в транс, а затем выводит из него аккордами погруженных в реверберацию клавесинов. Диалоги сюрреалистичны и обрываются невпопад. Цвета великолепно стилизованы, а образ загримированного чудища преследовал моё воображение много лет.
Многое в этом фильме сделано просто, но кино напоминает о том, так много можно сделать с помощью обычной постановки. Достаточно положить в основу сюжета отличную историю, интересный монтаж и сильный саундтрек, чтобы совершенно загипнотизировать. Романтическая атмосфера просто опьяняет.
Фильм снят женщиной-режиссером Ириной Поволоцкой и воспринимается как феминистский пересказ «Красавицы и чудовища». Ещё он напоминает мне чешский абсурдизм новой волны и стилизованный сюрреализм в своих лучших проявлениях. И с каждым моим просмотром фильм становится только лучше.

Киноман поставил фильму высший бал - пять звёздочек.

Не особо отстаёт и зритель из Испании, поставивший, правда четвёрку.

-2

Готично!

автор: Элиот (Мадрид, Испания) – июнь 2023 г.

ссылка на английский текст

Копните немного глубже в «кроличью нору» поджанра готического фэнтези/сказки, и вы обнаружите маленькую неземную чарующую жемчужину, подобную этой, – феерическую и визуально роскошную советскую экранизацию «Красавицы и чудовища». Сногсшибательная сценография Константина Загорского (временами сильно напоминает работы Эстер Крумбаховой), великолепная по колористике операторская работа Александра Антипенко и поразительная модернистская партитура для струнных и клавесина Эдисона Денисова. Фильм «Аленький цветочек» представляет собой гораздо больше, чем можно предположить, исходя из его статуса малоизвестной редкости.

Благодаря женщинам, работавшим как над сценарием (Наталья Рязанцева), так и над режиссурой (Ирина Поволоцкая), «Аленький цветочек» предполагает исключительно женский взгляд на знакомый сказочный материал. В данном случае исходным текстом послужил популярный русский пересказ Сергея Аксакова, но фильм, по общему мнению, представляет собой весьма вольную интерпретацию. Примечательно, что Рязанцева и Поволоцкая отходят от своего источника, уделяя больше внимания ведьме, проклятие которой заставило Чудовище прожить свою жизнь в таких ужасных страданиях. И хотя по сценарию она играет роль показной злодейки, в то же время она вызывает немалую долю сочувствия.

-3

По ходу фильма она превращается из ухмыляющегося призрака в напудренном парике (её жутковатый образ возникает в портрете, висящим на стене, в замечательном эпизоде перед титрами) – во что-то близкое традиционной «ведьме». Возможно, как отражение её растущего чувства отчаяния и одиночества по мере того, как проклятие утрачивает силу. В конце концов, мы узнаем, что наложенное ею на принца проклятие, скорее всего, было вызвано её собственными тревогами и неуверенностью в любви и сексуальном влечении.

Внешность Чудовища в этом пересказе вряд ли может сравниться с львиной красотой персонажа, которого мы видим в экранизациях Кокто или Диснея. На этот раз бедное создание обречено прожить свою жизнь в виде ходячей массы кустарника, с головы до ног укутанное в неуклюжее обилие замшелых веток, прутиков и вьющегося плюща. Вместо того чтобы прятаться за стенами замка (в этом пересказе интерьеры полностью принадлежат ведьме и её слугам), здесь Чудовище оказывается древовидным обитателем лесов и полей. Он своего рода "Зеленый человек", одинокое и болезненно застенчивое божество растительности, его тело аккуратно замаскировано лесным окружением, если не считать пары ярких, пристально смотрящих глаз.

Прямым контрастом миру Чудовища с обильной растительностью оказывается роскошный дом ведьмы, похожий на лабиринт Эшера с невозможными перспективами, который, похоже, совсем не зарос. Бледная монохромная цветовая гамма особняка (которая распространяется и на макияж тех, кто его населяет) наводит на мысль о мире, лишённом красок, и только оранжево-каштановые оттенки листвы и декоративных растений, которые украшают большую часть стен, вносят хоть какой-то элемент для контраста. Помимо людей, дворец также является обиталищем для расхаживающего павлина, милой домашней черепахи и даже совы – существ, которые, возможно, призваны олицетворять различные аспекты Чудовища, который остаётся запертым на заколдованных землях дворца.

-4

Эротические аспекты, присущие этой истории, тонко раскрываются через моменты деликатного внушения (посмотрите, например, на скрытное поведение Алёны после возвращения её отца, когда она прижимает к груди пылающую алую розу Чудовища, пряча её подальше от остальных членов семьи). Несмотря на то, что это ближе к чистой романтике, чем тревожная постфрейдовская интерпретация Юрая Герца (современника этого фильма), «Аленький цветочек» всё же далек от приторной слащавости диснеевской «Красавицы и чудовища» (1991). Это похожий на сон, в высшей степени образный, маленький фантастический фильм, который временами граничит с кошмаром.

----------------------------

другие мои статьи и переводы: Что значит "родное кино"? / 35 фильму "Гостья из будущего" / Как возродить детский кинематограф? / Будет ли киномузыка снова великой? / Французский зритель о фильме "Лиловый шар" и Алисе Селезнёвой / Советский "Том Сойер" в Америке / Американский зритель о "Тайне Третьей планеты" / "Хронос": Кир Булычёв на большом экране / вознаградить: моя карта Сбербанк - 4817 7602 8381 4634 - Или здесь https://yoomoney.ru/to/410011142676475