"Готично!" - пишет западный зритель о фильме "Аленький цветочек", забыв упомянуть про политику. Совсем, напрочь. Не иначе - магия. Так сильно очаровывает советская киносказка. В отличие от комедии и фантастики, волшебный жанр в нашем кинематографе, пожалуй, меньше страдает от идеологизированных инвектив и политизации в суждениях зарубежной аудитории, когда речь заходит о советском кино. Быть может, далёкие от наших реалий зрители смотрели ещё не весь наш сказочный репертуар, но встреченные мной рецензии свидетельствуют об этом.
Я уже публиковал перевод иностранной рецензии на картину Ирины Поволоцкой. С тем отзывом было точно также. Понятие "таинственности" - главное, что пронизывает зрительские отзывы и, конечно же, фильм.
Вот сначала относительно короткая реплика киномана, а по совместительству художника комиксов, с ником paraboliccuss:
Я смотрел это в кинотеатре почти 10 лет назад, и это было похоже на перенос в другое измерение. Персонажи зачаровывают с самого начала фильма, повсюду мистические знаки и символы. Переходы резкие и контрастные, музыка убаюкивает вас, погружая в транс, а затем выводит из него аккордами погруженных в реверберацию клавесинов. Диалоги сюрреалистичны и обрываются невпопад. Цвета великолепно стилизованы, а образ загримированного чудища преследовал моё воображение много лет.
Многое в этом фильме сделано просто, но кино напоминает о том, так много можно сделать с помощью обычной постановки. Достаточно положить в основу сюжета отличную историю, интересный монтаж и сильный саундтрек, чтобы совершенно загипнотизировать. Романтическая атмосфера просто опьяняет.
Фильм снят женщиной-режиссером Ириной Поволоцкой и воспринимается как феминистский пересказ «Красавицы и чудовища». Ещё он напоминает мне чешский абсурдизм новой волны и стилизованный сюрреализм в своих лучших проявлениях. И с каждым моим просмотром фильм становится только лучше.
Киноман поставил фильму высший бал - пять звёздочек.
Не особо отстаёт и зритель из Испании, поставивший, правда четвёрку.
Готично!
автор: Элиот (Мадрид, Испания) – июнь 2023 г.
Копните немного глубже в «кроличью нору» поджанра готического фэнтези/сказки, и вы обнаружите маленькую неземную чарующую жемчужину, подобную этой, – феерическую и визуально роскошную советскую экранизацию «Красавицы и чудовища». Сногсшибательная сценография Константина Загорского (временами сильно напоминает работы Эстер Крумбаховой), великолепная по колористике операторская работа Александра Антипенко и поразительная модернистская партитура для струнных и клавесина Эдисона Денисова. Фильм «Аленький цветочек» представляет собой гораздо больше, чем можно предположить, исходя из его статуса малоизвестной редкости.
Благодаря женщинам, работавшим как над сценарием (Наталья Рязанцева), так и над режиссурой (Ирина Поволоцкая), «Аленький цветочек» предполагает исключительно женский взгляд на знакомый сказочный материал. В данном случае исходным текстом послужил популярный русский пересказ Сергея Аксакова, но фильм, по общему мнению, представляет собой весьма вольную интерпретацию. Примечательно, что Рязанцева и Поволоцкая отходят от своего источника, уделяя больше внимания ведьме, проклятие которой заставило Чудовище прожить свою жизнь в таких ужасных страданиях. И хотя по сценарию она играет роль показной злодейки, в то же время она вызывает немалую долю сочувствия.
По ходу фильма она превращается из ухмыляющегося призрака в напудренном парике (её жутковатый образ возникает в портрете, висящим на стене, в замечательном эпизоде перед титрами) – во что-то близкое традиционной «ведьме». Возможно, как отражение её растущего чувства отчаяния и одиночества по мере того, как проклятие утрачивает силу. В конце концов, мы узнаем, что наложенное ею на принца проклятие, скорее всего, было вызвано её собственными тревогами и неуверенностью в любви и сексуальном влечении.
Внешность Чудовища в этом пересказе вряд ли может сравниться с львиной красотой персонажа, которого мы видим в экранизациях Кокто или Диснея. На этот раз бедное создание обречено прожить свою жизнь в виде ходячей массы кустарника, с головы до ног укутанное в неуклюжее обилие замшелых веток, прутиков и вьющегося плюща. Вместо того чтобы прятаться за стенами замка (в этом пересказе интерьеры полностью принадлежат ведьме и её слугам), здесь Чудовище оказывается древовидным обитателем лесов и полей. Он своего рода "Зеленый человек", одинокое и болезненно застенчивое божество растительности, его тело аккуратно замаскировано лесным окружением, если не считать пары ярких, пристально смотрящих глаз.
Прямым контрастом миру Чудовища с обильной растительностью оказывается роскошный дом ведьмы, похожий на лабиринт Эшера с невозможными перспективами, который, похоже, совсем не зарос. Бледная монохромная цветовая гамма особняка (которая распространяется и на макияж тех, кто его населяет) наводит на мысль о мире, лишённом красок, и только оранжево-каштановые оттенки листвы и декоративных растений, которые украшают большую часть стен, вносят хоть какой-то элемент для контраста. Помимо людей, дворец также является обиталищем для расхаживающего павлина, милой домашней черепахи и даже совы – существ, которые, возможно, призваны олицетворять различные аспекты Чудовища, который остаётся запертым на заколдованных землях дворца.
Эротические аспекты, присущие этой истории, тонко раскрываются через моменты деликатного внушения (посмотрите, например, на скрытное поведение Алёны после возвращения её отца, когда она прижимает к груди пылающую алую розу Чудовища, пряча её подальше от остальных членов семьи). Несмотря на то, что это ближе к чистой романтике, чем тревожная постфрейдовская интерпретация Юрая Герца (современника этого фильма), «Аленький цветочек» всё же далек от приторной слащавости диснеевской «Красавицы и чудовища» (1991). Это похожий на сон, в высшей степени образный, маленький фантастический фильм, который временами граничит с кошмаром.
----------------------------
другие мои статьи и переводы: Что значит "родное кино"? / 35 фильму "Гостья из будущего" / Как возродить детский кинематограф? / Будет ли киномузыка снова великой? / Французский зритель о фильме "Лиловый шар" и Алисе Селезнёвой / Советский "Том Сойер" в Америке / Американский зритель о "Тайне Третьей планеты" / "Хронос": Кир Булычёв на большом экране / вознаградить: моя карта Сбербанк - 4817 7602 8381 4634 - Или здесь https://yoomoney.ru/to/410011142676475