Сегодня был прекрасный вторник, а значит, мы пробовали с девчонками под кофеёк новые настолочки 🥰
Очень хочется поделиться с вами свежими впечатлениями от партии в «Ост-Индскую компанию» — тем более что они ещё горячи, как только что приготовленные пирожки)
Сразу оговорюсь, что мы играли вчетвером, и все мои мысли будут связаны именно с партией на такой состав, потому что на 2 и 3 участников в игре свои правила, а значит, может что-то меняться. Несмотря на то, что я не играла меньшим составом, почему-то есть чуйка, что лучше всего всё-таки игра идёт полным набором игроков — когда каждое решение аукается другим возможностям и действиям соперников.
Кстати, если ваша душа просит сравнений, то из недавних ближайших по геймплею настолок я бы сравнила «Ост-Индию» с «Тюльпаноманией» — только с большой оговоркой в плане глубины: здесь с ней полный порядок, а ещё намного ниже влияние случайности — в игре многое отдано на откуп игроков, и это, на мой взгляд, положительно сказывается на геймплее.
Итак, что же вы делаете? Пытаетесь разбогатеть, покупая акции друг друга (и свои), закупая подешевле товары в Ост-Индии и сбывая их подороже в Европе.
Для того, чтобы организовалась цепочка всех этих возможностей, вы размещаете в игре рабочих, но по очень прикольной схеме — довольно евровой (мне кажется, это самая евровая часть игры, но она отлично сочетается с экономической). Всего на поле 5 персонажей, которые дают вам разные возможности: например, капитан позволяет вам бесплатно пришвартовываться в портах, торговец даёт допприбыль за конкретные товары (например, за кофе), судовладелец — покупать более вместительные или скоростные корабли, а губернатор позволяет отследить (и даже повлиять на это), как будут меняться закупочные цены на товары.
В этом круге персонажей важно, что, вставая на действие, занятое кем-то, вы платите монету уже занявшему это действие игроку (довольно типичный приём). А вот второй раскрывается в пределах этой игры интересно: в следующем раунде вы сможете взаимодействовать своими рабочими только с этими же или соседними персонажами — и это важный момент. Чуть перестанете осторожничать — и потеряете возможность получать некоторые плюшки.
Итак, все игроки выбрали, с кем из высокопоставленных лиц они решали вопросики в этом раунде — теперь начинается покупка акций. Акции того цвета, которые вы покупаете, растут в цене, а те, что продаёте, падают, поэтому нужно вовремя сбыть убыточные жетоны и попытаться вложиться в активы того игрока, который гипотетически вырвется в этом раунде вперёд, оценивая его потенциал по выбранным персонажам.
Самые интригующие фазы, на мой взгляд, — покупка и продажа товаров. Во-первых, урожай и спрос в каждом раунде определяют кубики. Но вы же помните про губернатора, который даёт возможность первому выбравшему его влиять на цены?
Этот игрок выбирает 1 карту эпохи, которая определяет движение цен все товаров на рынке. Такую же возможность можно получить у инвестора — только он позволяет влиять на спрос уже в Европе (то есть повлиять на то, за сколько можно будет продать товар). Если вы вдруг смогли первым угодить каждому персонажу — в ваших руках понимание того, какие товары в этом периоде самые маржинальные (а значит, вы точно знаете, куда плыть и что и в каком количестве закупать).
Итак, все игроки взакрытую отправляют свои корабли в разные страны за товарами (чай можно купить везде, а вот шёлк, кофе и специи в разных местах) — и тут происходит самое интересное. Начиная с Китая, игроки открывают отправленные туда корабли, которые закупаются в зависимости от их скорости (то есть корабль со скоростью 4 всегда закупается раньше корабля со скоростью 2).
Когда все загрузили товары на борт, закупки проводятся в двух следующих странах. И вот ваши корабли ломятся от шелков и пряностей — время реализовывать товары!
Наверное, момент продаж — самый интригующий в «Ост-Индии», особенно если вы не видите, каков спрос на тот или иной товар. В последнем раунде мы почти дружно подозревали Люду в том, что она хочет обвалить рынок шёлка, и мы с Женей очень осторожно закупились белыми кубиками — и огого как испортили себе выручку 🤪
Мне кажется, это был самый эмоциональный момент игры — когда ты не понимаешь, продаёшь ты кубик за 7 или всего лишь за 1 😀
Учитывая, что средний результат в партии у нас был 100 ПО, то сами оцените, насколько важно здесь, чтобы вложения окупились в несколько раз: 3 очка за 3 кубика или 21 — огромная и крайне ощутимая разница.
Вообще, конечно, психология здесь имеет немалое значение: если какой-то игрок «знает прикуп», то вы отчаянно анализируете, чем он идёт закупаться — скорее всего, если он поплыл за кофе, выгода с этого товара в этом раунде будет самой высокой. Но не исключено, что вас дурят:) И этот момент прекрасно щекочет нервы!
5 периодов вы вкладываетесь в акции и перепродаёте товары, получая прибыль — и с неё покупаете более шустрые и вместительные корабли, строите торговые посты в странах, чтобы иметь скидки на конкретные товары, а ещё, конечно, вкладываетесь в акции потенциально перспективных игроков.
Партия занимает на четверых примерно 2 часа, но время пролетает незаметно и азартно, хоть мы порой и немного даунтаймили, но по факту нет денег — нет даунтайма (или ставь корабль в Индию, туда можно плыть бесплатно 🤪).
Вообще, конечно, в «Ост-Индии» хорошо бы не лениться считать разницу между закупом и доходом — и я думаю, что все примерно представляли в каждом раунде, что покупать более выгодно, а что менее. Но всю маковку в процесс покупки и сбыта вносят именно корабли — играя их взакрытую, соперники рассчитывают в каких-то странах закупиться раньше, чем другие участники, и здесь огого как можно пролететь, рассчитывая купить шёлк по 2 за кубик, а в итоге тратя по 5.
Именно этим «Ост-Индия» и привлекает: вся неожиданность игровых поворотов строится на решении игроков сделать упор на одном из товаров — и ваша задача либо успеть раньше, либо предугадать, куда идёт соперник, чтобы сделать пусть не вложение века, но вполне симпатичное и то, которое неплохо окупится. И сделать ставку не на качество, например, а на количество (иногда тоже прокатывает).
В общем, очень много написала, потому что впечатлений от партии вагон и маленькая тележка — зашло, мне кажется, всем, и к концу партии мы уже с пониманием начали строить намного более хитрые комбинации, чем «купи подешевле, продай подороже». Когда партия перевалила за середину, началась и борьба за инициативу, и игра на рынке акций, и весёлые махинации на спросе и урожае (как вспомню, до сих пор смешно).
Я бы не сказала, что игра сложная, но не считать здесь просто не имеет смысла: очень важно подбивать расходы и доходы, иначе в какой-то момент вам просто не на что будет покупать товары. Кстати, игра даёт возможность новичкам выбраться из такого тупика, продав за полцены свои начальные акции, чтобы хоть как-то продолжить борьбу — в партиях для опытных игроков такой финт ушами уже не разрешён)
Если вам нравятся игры с живой экономикой, если вы готовы к тому, что не раз придётся оценивать риски вложений и полезность обращения к разным персонажам, если вас привлекает в игре экономическая конкуренция, я бы очень рекомендовала опробовать «Ост-Индию» — наша партия на четверых была по-настоящему любопытной и увлекательной.