Найти тему

5 декабря - день рождения двух великих русских поэтов. Часть вторая: Федор Тютчев (1803-1873)

Изображение взято из открытых источников: православные Телеграм-каналы
Изображение взято из открытых источников: православные Телеграм-каналы

5 декабря 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии родился знаменитый дипломат, поэт и публицист Фёдор Иванович Тютчев.

Первое свое стихотворение он написал в 11 лет, год спустя уже успешно переводил оды Горация, а когда ему минуло 14, стал полноправным сотрудником «Общества любителей российской словесности». В 1821-м, на год раньше положенного срока, Тютчев окончил университет и стал служащим Коллегии иностранных дел.

Его отрекомендовали в посольство в Германии, в город Мюнхен, где он пробыл до 1837 года. Здесь он впервые женился, набрался опыта в дипломатии, познакомился с Шеллингом, Гейне и другими влиятельными европейцами.

В первой половине 1840-х Тютчев при поддержке Николая I занялся одним из главных дел своей жизни - работе по созданию позитивного облика России на Западе. Ему дали добро на самостоятельные выступления в печати по политическим проблемам взаимоотношений между Европой и Россией.

К тому времени уже опытный и блестяще образованный дипломат умел находить общий язык с интеллектуалами по всей Европе. Его принимали на равных во влиятельных политических и культурных кругах Англии, Германии и Франции. Он слыл одним из самых уважаемых политических публицистов.

В своих депешах и записке царю, он призывал, чтобы внешняя политика страны соответствовала интересам России и успешно бы противостояла экспансии со стороны Запада. В своих статьях он раскрывал вредную политику иезуитов и папства в судьбах народов Европы и мира. Также в своих дипломатических депешах Тютчев критиковал суть тогда ещё молодого государства – США.

На закате жизни Тютчев создал знаменитый трактат «Россия и Запад», который так и не успел завершить. В этом труде он представляет своего рода образ тысячелетней державы России и излагает своё «учение об империи» с её «православным характером». Тютчев считал, что в «современном мире» существуют только две силы: революционная Европа и консервативная Россия.

Ещё в середине XIX века Фёдор Иванович отмечал актуальную на сегодняшний день ситуацию:
«борьба между Западом и нами никогда не прекращалась. В ней не было даже длительной передышки, а случались лишь короткие остановки. Зачем теперь это скрывать от себя? Борьба между Западом и нами готова разгореться ещё жарче, чем когда бы то ни было…Что же, примем бой открыто и решительно».

Россия, продолжает Тютчев,
«готова уважать вашу историческую законность, историческую законность народов Запада… Россия весьма расположена уважать эту законность не только в главном начале, но даже во всех её крайних следствиях, уклонениях и слабостях. Но и вы, со своей стороны, научитесь уважать нас в нашем единстве и силе».

При этом Россия -
«это мир, только начинающий осознавать основополагающие начала собственного бытия. А осознание этого начала и определяет историческую законность стран. В тот день, когда Россия вполне распознает его, она действительно заставит мир принять свое начало».

Истинным же защитником России является ее история,
«в течение трех столетий разрешавшая в ее пользу все тяжбы, в которые русский народ раз за разом ввергал все это время свои таинственные судьбы…».

P.S. При написании статьи автор частично использовал материалы ряда православных Телеграм-каналов, в частности, "Русская Община ZOV".