Найти в Дзене
Марсианка

Психотипы игроков: по Бартлу и геймдизайну

Когда дизайнеры игр составляют сценарии к продукту, им нужно понимать, какие мотивации у их аудитории и почему их продукт будет приносить мани в итоге. Потребности и желания пользователей – это важная штука и часть ее я постаралась отразить здесь. Это сводка о модели психотипов игроков Ричарда Алана Бартла. Это концепты которые формировали великие ученые, формировали заново крутые эксперты, а на выходе я взяла и что-то тут слепила. Но попытка – не пытка, и я хочу поблагодарить одного из таких экспертов, автора подкаста "Маркетинг и реальность" – Александра Дяченко. Александр, спасибо! Здесь много тезисов из Вашего материала. А мы начнем. Киллеры, карьеристы, исследователи и социофилы киллеры: карьеристы или накопители: И в случае со Вкусвиллом, если это будет киллер, он скупит все сардельки и станет сарделечным королем, в случае с карьеристом - он скупит сардельки, сосиски и зимнюю резину, потому что у него огонь в глазах и награды на горизонте. Награды короля сарделек, сосисок и
Оглавление

Когда дизайнеры игр составляют сценарии к продукту, им нужно понимать, какие мотивации у их аудитории и почему их продукт будет приносить мани в итоге. Потребности и желания пользователей – это важная штука и часть ее я постаралась отразить здесь.

Это сводка о модели психотипов игроков Ричарда Алана Бартла. Это концепты которые формировали великие ученые, формировали заново крутые эксперты, а на выходе я взяла и что-то тут слепила.

Но попытка – не пытка, и я хочу поблагодарить одного из таких экспертов, автора подкаста "Маркетинг и реальность" – Александра Дяченко. Александр, спасибо! Здесь много тезисов из Вашего материала.

А мы начнем.

Киллеры, карьеристы, исследователи и социофилы

если что -- это киллер
если что -- это киллер

киллеры:

  • Мотивация: стать первым, занять первые места в рейтингах, быть лучшим, сильнейшим, впереди всех.
  • Самоценность: за счет превосходства над другими, за счет превозношения эго.
  • Конечная цель: результат. Действие через сравнение с игроками.
  • Важно: киллеры высокомотивированы за счет побед, и если на чаше весов есть вложения и вариант стать лучшим, они не поскупятся. Такие ребята тратят достаточные деньги на покупки внутри продукта. Ценность потери денег ниже потери иерархического статуса среди других.
  • Сейчас, кстати, пришел пример с айфонами и необходимостью покупать их втридорого, несмотря на отсутствие бюджета. Не уверена, что это так, но какое-то сходство опять же есть.

карьеристы или накопители:

-2
  • Мотивация: важно количество и качество фишечек, плюшечек, наград, достижений.
  • Самоценность: за счет накопления материальных вещей, которые являются символом того, что карьерист "молодец". И это "молодец" отражается в его мире, где он благодаря этим вещам что-то смог доказать именно для себя.
  • Конечная цель: действие на вселенную, в которой они есть. Отклик в виде наград. Это тоже результат, это что-то материальное.
  • Я бы провела параллель с ребятами, которые проходят много обучений и имеют массу сертификатов. Эти сертификаты - артефакты, которые повышают самоценность.
  • Вероятно, "лучший мемолог, чудный эндокринолог, волшебный таролог, мастерский геронтолог и заслуженный валеолог" - это что-то из этого разряда.
  • Важно: для них нужно подкрепление на всех этапах. прошел первый этап -- подкрепление в виде плюшечки, перешел на второй -- подкрепление в виде второй плюшечки.
  • Важно: быть с ними, показывать, что за каждый шаг, который он прошел, карьерист получает плюшку. Например, если мы берем образование, за каждый пройденный урок, ты получаешь виртуальную медальку. У Вкусвилла есть тема, когда ты за покупки можешь получать такие же награды.
Вкусвилл и награда за покупки сарделек. Пример плюшки для карьериста.
Вкусвилл и награда за покупки сарделек. Пример плюшки для карьериста.
И в случае со Вкусвиллом, если это будет киллер, он скупит все сардельки и станет сарделечным королем, в случае с карьеристом - он скупит сардельки, сосиски и зимнюю резину, потому что у него огонь в глазах и награды на горизонте. Награды короля сарделек, сосисок и зимней резины.

Отвлекусь и опишу еще один тип. Он не входит в концепт Бартла, но входит в модель геймдизайнера Эми Джо Ким, которая внесла свое видение в концепцию. С точки зорения концепта Бартла этот тип наиболее схож с карьеристами.

экспрессеры:

-4
  • Мотивация: выражение собственной уникальности через кастомизацию и проявление себя в этом мире
  • Самоценность: В уникальности. Я уникален, потому что я выделяюсь через вещи и через артефакты, которые у меня есть. Таким образом повышается место в иерархии, увеличивается статуснсть и способность восхищать других участников социума.
  • Конечная цель: взаимодействие с миром. Я бы отнесла это к карьеристам. Карьерист с чертами социальщика. Здесь есть все те же плюшки, но это подход с позиции того, что плюшки формируют отличие его в этом мире и увеличивают место в иерархии. Экспрессер взаимодействует с этим миром через наличие вещей, которые будут его выделять среди остальных. И тут есть и иерархия - я не такой, я другой и уникальный.
  • Важно -- персонализация опыта, инструменты именно для них, бонусы именно для них, выбор кроссовок с собственным стилем: креативным и оригинальным, это любители маленьких шоурумв и аутентичных кафе.
  • У них есть определенная приверженность к вещам. Здесь идет речь не об общности, а о какой-то самости, которую экспрессеры хотят отразить в этом мире. Если переложить на образы и людей в этом мире -- то это как раз экстраординарные выделяющиеся люди.
  • Они любят настраивать все самостоятельно -- настраивать фон под себя, шрифт под себя, цвет, текстуру, конструировать персонажа под себя.
  • Им нравится делать уникального персонажа, они вовлекаются в процесс, им нравится кастомизировать место в котором они обитают -- будь то игра или интреьер, в котором они живут.
  • Факт обладания этим выражает и отражает их внутренний мир. Обладание этими вещами -- это продолжение экспрессера, это продолжение игрока в этот мир. Таким образом это диалог с миром и отражение того, что "я существую".

исследователи:

-5
  • Мотивация: поработать с данными, которые он получает и открыть для себя что-то новое.
  • Самоценность: я бы сказала -- в создании. Так как процесс открытия чего-то нового - это создание посредством мыслительного процесса.
  • Конечная цель: взаимодействие с миром. Диалог, процесс со вселенной -- назовите как угодно. он получает свое подкрепление в процессе изнутри, получая ответы от мира и позволяя происходить диалогу с этим миром.
  • У исследователя мозг работает что называется "на полнейшую катушку" и ему важно эту энергию использовать. Не там, где дают разжеванный материал, а там, где он может информацию получить, проанализировать и додумать.
  • Исследователь декомпозирует, берет информацию, работает с ней, раскладывает на части, выводит новое. Неважно -- станет он королем сарделек или нет. Его важность в этом самоощущении от созданного мыслительного конструкта.
  • Важно: Вряд ли можно сказать, что таких "игроков" большинство. Но если вы даете им пользу, если вы даете им материал для "подумать", проанализировать, внедрить -- они ваши. Это высоколояльная аудитория и аудитория, которая встанет за вас и очень вряд ли уйдет к кому-то другому.
  • Исследователи -- это о подкастах с экспертами, это о телеграм-каналах, это о лонгридах, это о нишевом контенте, это об узкоспециализированных форматах, где есть над чем порассуждать.
  • Эксперты могут ориентироваться на исследователей и здесь необходимо давать максимальную полезность. они сами в какой-то мере будут вести диалог с вами.
  • Если позиционировать себя как эксперта и пытаться давать фастфудный контент в угоду тому, чтобы было большее колтичество аудитории и денег, придет аудитория из других категорий. И эксперту придется вынужденно давать фастфудный контент, либо переходить в гармоничное для него коммьюнити, но с большими потерями.
Гена Букин как яркий пример социальщика
Гена Букин как яркий пример социальщика

социофилы:

  • Мотивация: отыграть роль в том коммьюнити, в которое они пришли среди людей, которые в этом коммьюнити есть.
  • Самоценность: в чувстве общности с другими людьми. Я – такой же как они, а вместе мы – целое.
  • Конечная цель: взаимодействие. Опять же не результат, а процесс. Сам процесс общения, от которого социофил подключает подкрепление.
  • Важно: поболтать, почувствовать себя в социуме, почувствовать, что тебя "погладили" и "погладить" другого самому.
  • Социофилу интересно что-то "намутить" внутри продукта, простроить театр с ролями, где у него тоже есть роль, он играет эту роль.
  • Интересный факт. Часто какого-то селебрити хейтят не потому, что он достоин хейта. Его хейтят, потому что в процессе чувствуют принадлежность к комьюнити. То есть хейт – это просто производное от самого основного – потребности быть среди этих людей и являться частью этих людей.
  • Такие ребята, кстати, часто любят типизировать людей, чтобы делить на "своих" и "чужих". Если брать Вкусвилл, то можно провести баттл "короли сарделек" против "грибных царей". Вовлечение в коммьюнити может быть достаточно неплохим.
  • Важно: социофилы не замотивированы на бренд. Они с брендом потому, что там есть коммьюнити. Если в какой-то день бренд Б перестанет существовать, а на следующее утро его участники проснутся с мыслью, что они были приверженцами другого бренда –очень-таки даже отличного, то их вселенная не разрушится. У исследователей – да, а социофилы легко забудут бренд Б, так как их мир строился не вокруг бренда, а вокруг созданного брендом коммьюнити.

Итак, резюме:

Киллер: Быстро найти ответы, а дальше идти по головам и танцевать на костях. Это гайды, чек-листы, это быстрый контент.

Карьерист: Собирать медальки, тем самым вовлекаясь в процесс. Это баллы, награды, персонализированные продукты и подходы, это то, что отражает прогресс.

Исследователь: Анализировать и изобретать, будучи в процессе. Это лонгриды, это аудио- и видеоподкасты, это исследования и форумы.

Социальщик: Вовлечься за счет ощущения единства и целостности. Это быстрый контент, это шортсы, рилсы, клипы, это выстраивание коммьюнити и мессенжеры со стикерами.

Эта типология, кстати, прекрасно может помочь и в жизни. Всегда ответ на вопрос "а чего я тут хочу", "какую цель преследую", "какая у меня мотивация" – это возможность понять, а куда идти-то? С наименьшими потерями и большей эффективностью для самого себя. Потому что мы все – люди и мы все – игроки.

Как бы я ни старалась привести в пример известных людей, которые станут идеальным отражением одного из психотипов, я не смогу. Любая типология – это модель реальности, а не сама реальность. Нет ни одного человека, о котором можно было бы на сто процентов сказать – вот он: киллер или социофил.

Я сама – игрок. И с точки зрения изучения самой себя я понимаю, что сочетаю в себе все эти типажи. Игроки переходят из одной когорты в другую, просто в разное время и какой-то определенный период проявляются качества того или иного типажа. В большей степени или в меньшей.

-7

Спасибо, у меня всё 💚