Эта игра с детьми от 3 лет и старше поможет им формировать осознанность.
⠀
Детям сложно иметь свое мнение, потому что, чаще всего рядом есть взрослые, которым «виднее». Более того, самому взрослому удобна позиция, когда он - «истина в последней инстанции», не обсуждаемая и непререкаемая.
⠀
А ребенок в какой-то момент прекращает попытки развить собственное видение и целиком полагается на мнение этого взрослого. Как в том анекдоте:
⠀
- Абраша, иди домой!
- Мама, я уже устал или уже замерз?
- Ты уже проголодался.
⠀
В отсутствии родителей, ребенок перекладывает их функции на окружающих «других»: на воспитателей, учителей и даже на сверстников:
⠀
- Ты плохо нарисовал этого кота (ребенок в слезы).
- Ты не умеешь играть в эту игру (отказывается от игры).
- У тебя некрасивая мама (со слезами лезет в драку).
⠀
Всё это происходит потому, что ребенок внутри знает, что другому «виднее», и нет опыта подвергать сомнению слова этого другого. И вот хорошая игра на эту тему.
⠀
Суть игры в том, что один участник говорит другому:
- У тебя красные ботиночки.
⠀
Другой смотрит на ботиночки (проверяет) и говорит:
⠀
- Да, на самом деле у меня красные ботиночки.
или
- Нет, на самом деле у меня черные ботиночки.
⠀
После этого другой участник говорит первому:
- У тебя зеленая ладошка.
Первый смотрит на свою ладошку и отвечает:
- Нет, на самом деле, у меня розовая ладошка.
⠀
В игру можно играть в транспорте, за столом, на прогулке - когда угодно. Начинать лучше с тех утверждений, которые легко проверить: у тебя две головы, у тебя зеленое платье, у тебя синие глаза.
⠀
Когда навык сверять слова и факты сформирован, и ребенок получил опыт того, что соглашаться или не соглашаться с говорящим можно и нужно, стоит переходить к умениям:
⠀
- Ты не умеешь прыгать на одной ножке.
- Нет, на самом деле я умею прыгать на одной ножке.
⠀
- Ты не умеешь жонглировать пятью банками,
- Да, на самом деле я не умею жонглировать пятью банками.
⠀
В результате игры ребенок научается:
1) Останавливать автоматические реакции и "включает" осознанность. Как это происходит? Ребенок получает утверждение, критически относится к мнению другого, проверяет его на истинность, формирует собственное мнение и далее действует исходя из своего мнения, опираясь на него.
⠀
2) Ребенок получает опыт спокойного признания своих ограничений и возможностей. Да, могу. Нет, не могу. По факту. И получает опыт того, что его умения или неумения никак не связаны с тем какой он – плохой или хороший. Он просто понимает, что это он умеет (и это нормально), а это он не умеет (и это тоже нормально). И учится это признавать.
⠀
3) Думаю, что это ценнейший опыт, который впоследствии может здорово помочь ребенку адекватно относиться к неадекватным утверждениям и манипуляциям взрослых и сверстников, особенно в переходном возрасте.
Попробуете поиграть с вашим ребенком в осознанность?