IPO — это публичное размещение акций компании на бирже. Вчера шаурмечной «у Ашота» владел только Ашот, а сегодня компания выходит на IPO и часть акций, долю в шаурмечном бизнесе, может купить кто угодно.
На бумаге звучит классно, в жизни есть нюансы.
Как правило, компании выходят на IPO ради 2 вещей:
1. Основатель и/или инвесторы ранней стадии хотят выйти в кэш.
2. Компании нужна политическая крыша.
Выходят в кэш чаще всего основатели стартапов и инвесторы.
Экономика успешных стартапов устроена так:
1. Есть основатель с большой идеей.
2. Он делает стартап, привлекает людей, вкладывает свои деньги.
3. Что-то начинает получаться, появляется продукт.
4. Привлекаются первые инвесторы.
5. Продукт набирает популярность у пользователей
6. Привлекаются инвесторы второго порядка
7. Основатель поднимает голову от работы, слева большая оборотка, справа штат в 100+ сотрудников, в инстаграме все корешки-стартаперы сёрфят на Бали и катаются на ламбе, а основатель есть уже не доширак, но доставку.
И вот тут основатель и инвесторы задаются вопросом: где деньги, Зина? А дальше появляется идея выйти в кэш и стать нормальным успешным человеком.
Стартап выходит на IPO, находятся люди, готовые покупать его акции, акции растут, а основатель потихоньку сливает их и получает кэш. Инвесторы, которые зашли на ранней стадии, сливают акции и забирают свои 10X, 100X на капитал.
Если очень упростить, когда компания перерастает своё болото, у неё появляется потребность в политической крыше.
Ты можешь быть крупным игроком в регионе и хорошо себя чувствовать в борьбе с региональными игроками поменьше, но на межрегиональном или федеральном уровне встречаются совсем другие акулы бизнеса и у тебя может не хватить силёнок побороться с ними.
И вот тут выйти на IPO, чтобы перейти из «третьей» лиги во «вторую» — очень элегантное решение.
Сейчас например, что-то похожее делает одна большая, связанная с чем-то жёлтым, региональная компания
Наезжать на компанию, размещённую на бирже, становится тупо сложно: о проблемах верещат все СМИ, в коридорах власти появляются недовольные миноритарии, которые вложились в компанию и заинтересованы в её прекрасном будущем, может найтись силовик, который хочет титул защитника бизнеса.
Эти две причины делают покупку компаний, вышедших на IPO не самым привлекательным занятием.
Финансово-пищевая пирамида с названием «Наедалово» — это весело, но есть десятки других способов припарковать капитал надёжнее и прибыльнее.
Поучаствуй в IPO — стань частью наедалова
2 минуты
6 прочтений
21 ноября 2023