Я очень серьезно подхожу к выбору фильмов и сериалов. При просмотре зацикливаю свое внимание не только на сюжетной линии, но и на художественной. Недавно досмотрела сериал «Нулевой пациент». Дата выхода 2022 г, режиссёры Евгений Стычкин и Сергей Трофимов, сериал состоит из 7 серий.
Краткое описание: 1988г, Калмыцкая АССР. Молодой врач детской больницы Кирсан Аюшев подозревает, что у нескольких его пациентов ВИЧ. Старшие коллеги не верят, что такое возможно, поэтому Кирсан тайком отправляет пробы в Москву. Когда анализы подтверждают его правоту, к делу подключается ученый Дмитрий Гончаров — специалист по малоизвестной в СССР «экзотической» болезни. Теперь судьба десятков детей и нескольких взрослых — а, возможно и всей страны — зависит от действий столичного эпидемиолога и провинциального педиатра.
Меня давно интересовала тема ВИЧ в России. От куда он появился, как распространялся и почему его до сих пор боятся? Но вопрос об этой инфекции не поднимают на правительственном уровне, т.к считают это заболевание гомосексуалистов, наркоманов и развратных людей. Ещё мне интересно время СССР, то как жили люди и как они воспринимали новые события.
Сначала хочу рассказать о художественной стороне сериала. При просмотре очень чувствуется дух эпохи. Благодаря хорошо подобранным образам персонажей. Музыка в некоторых моментах помогает по другому посмотреть на ситуацию в кадре. Мне понравилась идея того, что звучит зарубежная музыка, это дает понять, что людям начинает нравится запретный запад. «Дикая» культура начала находить щель, с каждым годом делая её больше. Несмотря на серый мир, каждая сцена сияет красками — это может быть красный советский неон, зелёное мерцание больничных ламп или жёлтый уют хрущёвок. Задний план не отстает от переднего. Больница, квартиры и улицы детально обустроены. В каждом доме есть свои детали описывающие персонажей. Кадры больницы имеют светлый свет, сразу чувствуется чистота, но это обманчиво, ведь мало кто знает какие тайны живут в этих стенах.
Теперь расскажу о сюжете. В картине несколько отдельных линий и несколько отдельных историй, которые связываются между собой одной темой. Главный герой Кирсан столкнулся с «западной» болезнью и пытается принять меры. Мне очень понравился этот герой, т.к он серьезно относится к своей профессии и его волнует состояние пациентов. Врач сталкивается с заскорузлым начальством, которое хочет всё умолчать, т.к боится потерять свое место в руководстве. В начале он показан как добрый и наивный врач, но в конце он становится более серьезным. Кирсан пытается добиться правды и тут появляется Дмитрий Гончаров. Он тоже пытается докричаться до высшего руководства страны с тем, что в скором времени может возникнуть эпидемия. У Дмитрия есть очень хорошие связи, но даже это не дает никакой реакции.
В сюжете появляется новый персонаж — это журналист Игорь Карахан. В конце 80-х начинается политика гласности, журналист пишет статьи с громким названием «СПИД в СССР», «СПИД. В чем виноваты дети?». Но эти листовки спокойно снимают с доски объявлений, чтобы не вызывать панику у людей, а дальнейшие статьи просто ликвидируют. Ведь стране не нужны митинги. Игорь неоднозначный персонаж. С одной стороны он пытается раскрутить тему ВИЧ, чтобы как можно больше людей узнало об этом. Но с другой стороны он пользуется своим положением, нарушая правила журналисткой этики и нормы общественного поведения.
Эти действия не остаются безнаказанными, тут появляется сотрудник КГБ Пётр Шипов, который работает на благо страны. Важно отметить его качества, он осторожен и краток. На первый взгляд может показаться, что в его цели найти и спустить всю вину на одного человека. В ходе сюжета мнение о деятельности данного персонажа сильно меняется.
Сериал хорошо раскрывает тему того, что когда в стране или в семье происходит беда, то люди находят множество виновников, забывая о человечности и сострадании. В сериале показаны сцены, в которых люди готовы на подлости ради снятия с себя ответственности.
У общества отмечаются пещерное мышление: родители запрещают детям ходить в школу; заболевших заболевших ВИЧ обходят стороной, отказываются с ними работать, угрожают и просят уехать из города; некоторые герои расстаются со своими партнёрами, узнав, что они болеют.
И куда же без архаичных идей, где заболевшая женщина принимает образ блудници и остается наедине со своим горем.
Эпизодами сериал отвлекается от основной сюжетной линии оживляя статистические данные. Смотря на цифры заболевших мы не всегда понимаем, что за ними скрываются боль и страдания. Показаны реальные истории людей, которые хотели жить.
Создатели не хотят показать зрителю одного виновного человека. Всегда легко указать на кого-то пальцем и сделать его козлом отпущения. Но все же, кто виноват? Высшее руководство, которое боится волнения в обществе и обсуждение других стран? Медицинский персонал, который не соблюдал правила дезинфекции? Ведь раньше кололи нескольких пациентов одними иглами, а потом просто мыли их под проточенной водой. Журналисты, которые писали статьи, поднимая бурю волнения в обществе? Простое люди, которые изменяли своим любимым, которые не говорили правду боясь осуждения? Люди вышедшие за границы моральных норм? Или это человеческий фактор?
Надеюсь, что после просмотра вы сделаете для себя определенные выводы и узнаете что-то новое.