На прошлой неделе в Курске прошли мероприятия, посвященные 150-летию со дня рождения великого русского композитора Сергея Рахманинова. Юбилей отметили в апреле, но события, приуроченные к этой дате, продолжаются в разных регионах России.
Сергей Рахманинов дружил с уроженцем Курской губернии, выдающимся скрипачом Михаилом Эрденко. А встреча композитора с Надеждой Плевицкой вывела его из очередного творческого кризиса. Она состоялась в 1926 году в США.
Сергей Рахманинов, покинувший родину в 1917 году, к этому времени сумел стать первым номером фортепианного мира и самым состоятельным русским эмигрантом. Уроженка Курской губернии Надежда Плевицкая также была уже популярной русской певицей за границей и приехала в Нью-Йорк с гастролями.
Она не раз бывала в доме Рахманинова на Вест-энд-Авеню. Его родные вспоминали, что Плевицкая исполняла для него свои песни, из которых одна – «Белилицы, румяницы вы мои» – произвела на композитора сильное впечатление. Он даже придумал к ней аккомпанемент.
Сергей Васильевич настолько проникся уважением к самородному таланту Плевицкой, что взялся аккомпанировать ей на нью-йоркских концертах. Присутствовавший на одном из них, проходившем в отеле «Плаза», скульптор Сергей Конёнков вспоминал: «Как-то я попал на концерт исполнительницы русских народных песен Плевицкой, пользовавшейся громкой славой, как прежде – в России, так и после, в эмиграции, в Америке. Аккомпанировал ей Рахманинов. Можете представить, какое это было чудо! Одета Плевицкая в русский сарафан, на голове кокошник, весь в жемчугах. Рахманинов в черном концертном фраке, строгий и торжественный. У Плевицкой, выросшей в русской деревне, жесты женщины-крестьянки, живые народные интонации, искреннее волнение в голосе».
Кстати, Сергей Конёнков создал знаменитую скульптуру Плевицкой «Женщина в русском сарафане». Этот бюст, который считается одной из лучших работ скульптора, находится в музее Конёнкова в Смоленске, на его родине.
Сохранилась фотография, сделанная Кларой Сиппрелл, американским фотографом канадского происхождения, на которой запечатлены Надежда Плевицкая и Сергей Конёнков в его мастерской. Певица одета в те самые сарафан и кокошник и, судя, по всему, позирует скульптору.
Исследователи отмечали, что участие в концертах Плевицкой всемирно признанного пианиста Сергея Рахманинова привлекло к её творчеству особое внимание.
26 февраля 1926 года Плевицкая и Рахманинов записали «Белилицы, румяницы вы мои». Фирма «Виктор» изготовила две пластинки для участников этого дуэта. Массовым тиражом пластинка была выпущена только в 1973 году. Звукорежиссер Мэтью Уокер с восторгом отзывался об этой записи: «Это – удивительная пластинка, одна из самых интересных в истории граммофонных записей: мало кто сможет узнать своеобразного и лукавого аккомпаниатора. Восхитительная и очень трогательная песня оказывает поистине гипнотическое воздействие».
Считается, что встреча с Плевицкой вывела композитора из творческого кризиса, вдохновив на создание уникального в его наследии сочинения «Три русские песни для оркестра и хора». «Белилицы, румяницы» вошли в него третьим номером. Прожив за границей 25 лет, Рахманинов создал всего шесть произведений.
Ещё один интересный факт из жизни композитора. Рахманинов сильно тосковал по родине и очень переживал, когда Германия напала на СССР в 1941 году. Он дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Советовал всем русским эмигрантам тоже внести свой посильный вклад.
Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». На деньги композитора был построен для нужд армии в том числе боевой самолёт.
Незадолго до своей внезапной смерти в марте 1943 года Сергей Рахманинов ходатайствовал в советские диппредставительства в США о возвращении на родину.
Анна АЛЕКСАНДРОВА
Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1518/new/018759/.
Архив статей газеты ~ № 47 (1518) 21 ноября ~ 2023 год.