Основой технологии социально-медицинской работы являются теоретико-методологические принципы общественного здоровья. В этом контексте социальная работа рассматривается как особый вид деятельности, охватывающий различные методы и приемы, применяемые государственными, общественными и частными организациями, а также специалистами и волонтерами, сфокусированными на предоставлении помощи и поддержки.
Социально-медицинская работа с детьми, у которых есть ограниченные возможности здоровья, включает два основных направления: профилактическую и патогенетическую. Профилактическое направление включает в себя проведение мероприятий по предотвращению нарушений физического, психического и репродуктивного здоровья на различных уровнях в учреждениях различных ведомств и организационно-правовых форм. Для эффективного осуществления медико-социальной работы с детьми, сталкивающимися с ограниченными возможностями здоровья, используются различные технологии. Технология социально-медицинской работы представляет собой комплекс методов, приемов и воздействий, применяемых социальными службами, индивидуальными учреждениями, а также медицинскими и социальными работниками с целью достижения поставленных целей в рамках социально-медицинской работы. Эта деятельность направлена на решение разнообразных социальных проблем и обеспечение эффективной реализации задач по социальной помощи.
Основой технологии социально-медицинской работы лежат теоретико-методологические принципы общественного здоровья. В этом контексте социальная работа рассматривается как уникальный вид деятельности, охватывающий различные методы и приемы, используемые государственными, общественными и частными организациями, а также специалистами и волонтерами, сосредоточенными на предоставлении помощи и поддержки.
Социально-медицинская работа с детьми, у которых ограничены возможности здоровья, включает два основных направления: профилактическое и патогенетическое. Профилактическое направление включает в себя проведение мероприятий по предотвращению нарушений физического, психического и репродуктивного здоровья на различных уровнях в учреждениях различных ведомств и организационно-правовых форм. Социальная профилактика, социальная диагностика, медико-социальная реабилитация и терапия представляют собой ключевые аспекты взаимосвязанного подхода к обеспечению заботы о детях с ограниченными возможностями здоровья.
Профилактика включает в себя совокупность мер, направленных на предотвращение возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня).
В рамках профилактики отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья включаются следующие аспекты:
- Реализация научно обоснованных мероприятий по профилактике заболеваний, гигиеническому обучению и воспитанию населения, а также пропаганде здорового образа жизни и медицинским аспектам формирования здоровья.
- Максимально раннее выявление детей с ограниченными возможностями здоровья путем диагностирования отклонений в развитии.
- Сокращение времени между обнаружением первичного отклонения в развитии ребенка и началом целенаправленных усилий по устранению или смягчению нарушений.
- Постоянность диагностического процесса и целенаправленной реабилитации с момента рождения и на протяжении всей жизни.
- Определение комплекса специальных диагностических, коррекционных и развивающих задач, которые отличаются от активностей здоровых детей того же возраста.
- Вовлечение родителей в процесс выявления, коррекции и реабилитации детей, а также предоставление социально-медицинского консультирования. - подготовка кадров для работы с детьми, у которых ограничены возможности здоровья, и их родителями.1
Своевременное выявление девиаций в развитии ребенка и предоставление комплексной поддержки способствуют эффективной компенсации психических недостатков и, в некоторых случаях, даже их полному устранению, обеспечивая тем самым полноценное развитие ребенка.
Социальная диагностика представляет собой совокупность методов и приемов, которая включает в себя умение специалиста выявлять личностные ресурсы инвалида и резервные возможности его социального окружения, способствующие достижению успеха в общении с окружающими и самореализации в различных сферах.2
Целью социальной диагностики является установление объективного социального диагноза проблемы инвалида и формирование заключения.3
Анализ проблемы инвалида осуществляется тремя путями.
Во-первых, специалист по социальной работе, опираясь на результаты социально-диагностических методов, выявляет причины и ход развития проблемы клиента.
Во-вторых, оценивает готовность инвалида к решению проблемы (наличие социальных умений и навыков, знаний и социального опыта), описывает взаимодействие семьи и друзей в настоящее время.
В-третьих, систематизирует всю информацию о семье (структура, социальное и экономическое положение, взаимоотношения членов). - семьи) и в учебном коллективе, куда входит ребенок-инвалид. При анализе семьи особое внимание уделяется психологическому микроклимату и экономическим условиям, оказывающим влияние на деятельность инвалида и его готовность к решению проблемы.1
Для проведения первичного приема, сбора исследовательского материала и определения социального диагноза проблемы ребенка-инвалида, специалист по социальной работе использует программу социальной диагностики, включающую следующие разделы:
1. Общие сведения о ребенке-инвалиде;
2. История возникновения трудной жизненной ситуации ребенка-инвалида;
3. Семья и социальное окружение ребенка-инвалида;
4. Организация свободного времени (досуг) ребенка-инвалида;
5. Интересы ребенка-инвалида;
6. Эмоционально-волевая сфера ребенка-инвалида;
7. Особенности личности ребенка-инвалида;
8. Социальные умения и навыки ребенка-инвалида.2
С использованием методов социальной диагностики, таких как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, осмотр жилищно-бытовых условий и анализ документов, проводится выявление умений и навыков инвалида, а также определение уровня их сформированности.
Таким образом, технология социальной диагностики способствует выявлению причин возникновения проблемы инвалида, его ресурсов и потенциальных возможностей, включая наблюдение за состоянием здоровья детей-инвалидов для выявления отклонений в их здоровье. Медико-социальная реабилитация индивидов с ограниченными возможностями представляет собой одну из ключевых и сложных задач в современных системах социальной помощи и обслуживания. Главной целью медико-социальной реабилитации в контексте социальной работы является достижение состояния, при котором ребенок-инвалид способен выполнять социальные функции, характерные для детей без ограничений в здоровье.1
По мнению Е.И. Холостовой, медико-социальная реабилитация включает в себя профилактику инвалидности в процессе лечения заболевания и предоставление помощи больным в достижении физической, психической, профессиональной и социальной полноценности, соответствующей их возможностям в рамках существующего заболевания.2
Услуги по социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов включают в себя следующие аспекты:
- восстановительную терапию;
- реконструктивную хирургию;
- протезирование;
- ортезирование;
- санаторно-курортное лечение;
- предоставление инвалидам лекарственных средств;
- предоставление инвалидам технических средств медицинской реабилитации;
- динамическое наблюдение за инвалидами.3
Для успешной реализации реабилитации и достижения результатов требуется совместное участие множества специалистов, поскольку это многогранный процесс.