Планету может накрыть «джинсовый кризис» — в Бангладеш неспокойно, народ бузит, посему с производством проблемы. В самое ближайшее время возможны перебои с поставками текстиля из этой страны, а заменить нам его особо нечем. Собственного производства практически нет, а самое главное — отсутствует отечественная джинса, так называемый «деним». Хотя в Советском Союзе таковой сделать успели.
Что именно происходит в Бангладеш нам не особо интересно, ничего хорошего — это факт. Столкновения протестующих с полицией, забастовки, акции гражданского неповиновения и т. д. Что послужило стартовой причиной, в общем-то, не важно. Не наши проблемы. Но и наши по индукции, увы, тоже — можем остаться без штанов. В прямом смысле этого слова.
- «Возможен временный перебой с поставками, и цены подскочат, в том числе и в России — это глобальный рынок. Мы не знаем, сколько продлится забастовка, какие запасы на складах, но на 25−50% — легко. Надеюсь, немного укрепится рубль, что сгладит ситуацию. Но все равно ситуация не самая приятная», — считает экономист, финансовый аналитик Александр Разуваев.
Речь о джинсах, которые в этой стране шьют в огромных количествах для всех ведущих мировых брендов — Wrangler, Calvin Klein, H&M, Target, Zara, Tesco, Marks & Spencer, Hugo Boss и т. д. И о дениме, который производится там же. Есть, конечно, и другие страны-производители, но без Бангладеш мировой рынок джинсовой одежды ожидает жестокий кризис.
Те, что организовал беспорядки с политическим подтекстом — а просто так подобные события не происходят! — знали, куда ударить. На улицы вывели именно работников швейных фабрик, которых и много, и которые приносят стране большие деньги. Все внезапно захотели денег, много, причём договориться почему-то не получается. Хотя вроде как работодатели и готовы идти на уступки.
- «Это грозит остановкой производств, остановкой поставок одежды, возможными проблемами с поставками джинсовой одежды в мире. Многие компании — такие как Puma и GAP — согласны с повышением зарплаты. Но ассоциации не согласны с повышением зарплат.
- Поэтому сейчас происходят очень серьезные трения между профсоюзами и производственной ассоциацией. В ближайшие недели мы увидим серьезные проблемы на рынке одежды», — говорит председатель всероссийской общественной организации «Российско-Азиатский союз промышленников и предпринимателей» Виталий Манкевич.
Всё очень похоже на целенаправленное «раскачивание лодки». Судя по всему, кому-то интересно дестабилизировать ситуацию в небольшой стране с 170-миллионным населением. Чтобы потом обрушить на мир новые потоки беженцев.
- Бангладеш от нас, к счастью, далеко, и у нас холодно — тоже плюс. Но и минусов хватает. Главный — полная разруха в текстильной-лёгкой промышленности, которую, по сути, уничтожили.
- Кое-где теплятся небольшие искорки жизни, но в целом РФ полностью зависима от импорта. Посмотрите на себя и найдите хоть одну вещь российского производства — ведь не найдёте! Разве что носки со Смоленской чулочной фабрики. А с тканями всё ещё печальней. С джинсами — тем более.
- В начале 80-х в Советском Союзе было принято решение полностью перейти на отечественные джинсы, причём сделать их ничуть не хуже заграничных. Спекулянтов тогда поприжали, причём чисто экономическими методами — в магазинах появился вожделенный импорт, причём в промышленных количествах. Стоили иностранные штаны аж 100 рублей, но это был очень качественный товар, брендованный — Wrangler, Montana, Levy’s и т. д.
Параллельно активно работали над импортозамещением. На Калининскую швейную фабрику завезли новое оборудование и начали массово шить брюки, юбки, куртки и прочие модные вещи. Дизайн был простым, классическим, ткань — на первых порах импортной, из Индии. Но вскоре начали переходить на отечественное сырьё, в СССР научились делать «русский деним». Очень даже неплохой, хотя было ещё куда стремиться.
В начале 90-х я сам ходил в джинсах «Тверь» и куртке аналогичного названия, от импортных они если и отличались, то уже совсем несущественно. Ткань «правильно» выцветала и вытиралась, была мягкой и, одновременно, очень крепкой, толстой.
Продукция фабрики пользовалась огромной популярностью, особенно учитывая очень скромные цены. Но вскоре в «независимую Россию» хлынул мутный поток импорта и производство стало нерентабельным. Прежде всего потому, что прекратились поставки отечественной ткани.
- «СССР уже не стало, а фабрика вовсю работала, спрос на джинсовую одежду был колоссальный. Особенно учитывая наш уровень качества. Но потом предприятие, по сути, было уничтожено. Перестали привозить ткань, всех распустили, меня тоже уволили.
- Дорогостоящее итальянское оборудование вскоре разворовали или поломали, фабрику закрыли. А потом её остатки ещё и выкинули из старого здания, кому-то понадобилась эта земля», — рассказывает бывший работник предприятия Виталий.
В Кимрах — тоже Калининская (Тверская) область — в советские годы делали кроссовки ничуть не хуже, чем знаменитые Adidas. Даже получше — более крепкие. Но точно такие же по дизайну. Ноские, красивые и удобные. Уничтожили и это производство. И ничего взамен не создали.
То, что нынче называется «российскими джинсами» делается на 100% из импортного сырья, на импортном оборудовании и, в основном, за границей. Та же «Gloria Jeans» из-за прессинга со стороны вороватых чиновников вынуждены была «эмигрировать», хотя ведёт свою историю аж с 1988 года. Тогда всем казалось, что работай — и всё у тебя будет. Но не тут-то было…
Головной офис ещё десять лет назад переехал в Гонконг, тогда же закрылись и все фабрики на территории РФ. Сейчас таковых и вовсе не осталось, компанию просто выдавили из России.
Возможны ли сейчас какие-либо изменения к лучшему? Однозначно нет. Стоимость финансирования на небывалой высоте, сырьё дорогое, проблемы с топливом, рост тарифов ЖКУ.
То есть для бизнеса полная неопределённость, это если забыть про всякие «неурядицы» с бесчисленными контролирующими органами, каждый из которых хочет денег, много и сразу. При этом помощи от государства по означенным выше причинам не дождаться. Наоборот, стоит ожидать очередной подлянки.
Нет и тех, кто сможет трудиться — строчить те же джинсы. Швей-мотористок в РФ больше не готовят, так как не требуется. Промышленности-то нет и не предвидится. Планы по восстановлению отрасли в тумане.
- «Американцы сейчас решили потратить $200 млрд на то, чтобы восстановить свои компетенции в микроэлектронике, стать независимыми от Тайваня и КНР, которые их держат за одно место. Но первые суммы пошли не на то, чтобы купить оборудование в тех же Нидерландах. И не в заливку фундаментов под будущие заводы. Они начали готовить специалистов в микроэлектронике — сразу по целому десятку направлений!
- Ведь это кто-то посчитал — что нужные конкретные специалисты — и они начали их готовить. Сразу во многих технологических университетах и для тех заводов, которых ещё нет. И это вроде как капиталисты, у которых рыночная экономика — ни разу не плановая. А теперь берём нас. Кадров нет.
- Нам говорят — ты и готовь, сам. Такой вот подход — это чья зона ответственности? Подготовить даже не инженера — сварщика — это вам не курьера на велосипед посадить", — возмущается гендиректор ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» Владимир Боглаев.
И это при том, что денег-то навалом. По подсчётам Centre for Research on Energy and Clean Air только на экспорте энергоносителей с февраля 2022-го по осень сего года Россия заработала свыше 550 млрд евро. Плюс металлы, лес, удобрения, продовольствие, золото, алмазы… Более триллиона получится! Хватит и на подготовку кадров, и на закупку оборудования.
Но пока мы без штанов, а перспектив обзавестись оными не видно. Импорт сейчас подорожает, причём даже если джинсы и не станут дороже в мировом масштабе наши барыги-спекулянты всё равно поднимут на них цену. Использовав Бангладеш как предлог. Торговать чиновники разрешают, обманывать народ — тоже.