Найти тему

Городские истории: Там, где делают сердца для самолётов.

В Тушино по прежнему этот завод разные поколения называют по-разному. Поколение моих родителей - всё ещё называет его 500-м заводом, моё поколение - говорит: "Красный октябрь", ну а мои дети и их поколение называют завод красиво - завод имени Чернышёва...

Рассказывать об его истории можно много и по-разному: можно на эмоциях, можно в цифрах, можно в воспоминаниях. Заранее прощу прощения, если что-то напишу не точно, поправьте меня...

Я вспоминаю об этом тушинском заводе, когда в мае над Красной площадью пролетают наши военные самолёты. Наверное есть что-то символичное в том, что они летят к центру Москвы через нас, через Тушино, и мы первые видим их в окнах домов и слышим их голоса.

-2

Сердце МИГ-29 - его суперсовременные двигатели, делают на Московском Машиностроительном Предприятии им. В.В. Чернышёва которое было основано в 1932 году как ремонтные мастерские гражданского воздушного флота. За 91 год проделан путь от небольших мастерских до одного из крупнейших мировых производителей авиационных двигателей, где значительная часть продукции идет на экспорт во многие страны мира.

ММП им. В.В. Чернышева посетила делегация индийской государственной корпорации HAL. 2020 год. Фото из открытых источников интернет
ММП им. В.В. Чернышева посетила делегация индийской государственной корпорации HAL. 2020 год. Фото из открытых источников интернет

В начале 1930-х возводимому в Тушине авиамоторному заводу требовались молодые энергичные специалисты - двигателестроители. Но где их было взять? Московский авиационный институт только строился, Военно-Воздушная инженерная Академия мотористов еще не выпускала. Выручил Киевский машиностроительный институт. Первый выпуск его авиафакультета (всего ,14 человек) дал заводу сразу четырех инженероа-авиамоторостроителей.

Известный авиаконструктор из ЦАГИ Александр Иванович Путилов (ученик "отца русской авиации" Н. Е. Жуковского и соратник А. Н. Туполева) создает в своем КБ, переведенном в 1933 г. на завод № 62 в Тушино, пассажирский самолет "Сталь-2". Мотор для самолета предполагалось изготавливать на соседнем заводе.

-4

Одновременно Запорожское КБ двигателиста Назарова А, С., наладившее серийных выпуск швецовской "Звезды" М-11, создает на ее базе серию маломощных моторов "МГ" ("мотор гражданский") для самолетов ГВФ. В 1933 г. чертежи назаровских "звёзд" МГ-11, МГ-21 и МГ-31 передаются в Тушино на завод № 82 ГВФ, а точнее - конструкторам НИИ ГВФ, занимавшим ряд помещений в уже упоминавшемся ДУКе (в настоящее время в этом здании размещены ИВЦ, администрация и ряд отделов и служб ММП им. В. В. Чернышёва). Моторы начали изготавливать в 1934 году, а через год успешно провели их государственные испытания в специально выстроенных для этого цехах

фото  из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Так впервые Тушино услышало голоса рождающихся авиационных моторов.

В 1936 году завод № 82 подчинили непосредственно НИИ ГВФ, превратив в его производственную базу (опытный завод по доводке маломощных гражданских моторов). Таким образом на заводе впервые появился свой конструкторский отдел. Первым главным конструктором завода стал двадцативосьмилетний инженер Коссов Михаил Александрович, приехавший в Тушино из Запорожья, где он с 1931 года занимался форсированием и доводкой маломощных моторов серии "МГ" в КБ А.С. Назарова.

Во второй половине 1938 г. завод № 82 передали в ведение НКВД. В составе предприятия организовали «шарагу». Завод теперь был укомплектован опытными специалистами из ЦИАМ, а в помощь им организовали на территории завода спецтюрьму, в которую собрали 65 выдающихся ученых, конструкторов и технологов (якобы "подозреваемых в шпионаже") и вменили им в обязанность оказывать всемерную помощь заводским специалистам в освоении серийного производства авиадизеля.

Один из работников "шарашки" - П. ЖУКОВ, бывший главный конструктор проектного института "Карагандагипрошахт", в своих воспоминаниях об этом времени пишет:

Мы прибыли в Тушино осенью 1938 года. К тому времени там собралось более тридцати человек, образовавших особое конструкторское бюро - ОКБ - по авиационным двигателям при 4-м спецотделе НКВД СССР. Официально ОКБ называлось спецтюрьмой. Вначале этот спецотдел возглавлял Давыдов, которого я знал раньше в должности главного механика Горьковского автозавода. Через некоторое время его сменил Кравченко, а Давыдова, как позже мы узнали, арестовали, объявив врагом народа.

Главным конструктором ОКБ стал Алексей Дмитриевич Чаромский - создатель первого авиационного дизельного двигателя в нашей стране. Он предложил принципиально новую конструкцию авиационного дизеля большой мощности, проект которого и предстояло разработать ОКБ.

https://www.nkj.ru/archive/articles/7614/ (Наука и жизнь, МОЯ "ШАРАШКА")

В 1940 году в ОКБ работали такие корифеи самолётостроения как С.Б. Стечкин, А.С. Назаров, В.П. Глушко, Ф. Я. Тулупов, попался сюда и Ульрих Келер, приехавший к нам из Швейцарии для ознакомления с эксплуатацией дизелей своей фирмы "Зульцер" и осужденный за свою любознательность на 6 лет.

С началом войны завод был эвакуирован. А с 1 марта 1942 года он стал полностью работать на нужды обороны и выпускал, в частности, авиационные дизели для дальнего бомбардировщика ДБ-3Ф. На этих моторах в ночь с 7 на 8 августа 1941 года впервые с начала войны был совершён налет на столицу фашисткой Германии город Берлин. А сам бомбардировщик в том же 1942 году получит известное всем имя - ИЛ-4. Но это совсем другая история.

Фото из открытых источников интернет
Фото из открытых источников интернет

А.Д. Чаромского с небольшой группой специалистов, участвовавших в разработке авиационного дизеля, досрочно освободили и направили назад в Тушино. Туда же перебросили и некоторую часть заключенных. Таким образом, ОКБ Чаромского возродилось на прежнем месте. И новым названием. Теперь это был Завод №500.

В 1945 году главным инженером на завод был назначен В.В. Чернышёв, который в последствии на долгие годы станет директором этого Тушинского завода.

В послевоенные годы на заводе выпускались двигатели, которые использовались на самолётах конструкции Ильюшина, Лавочкина, Микояна, Сухого, Туполева, Яковлева. В 1958 году завод приступил к изготовлению двигателя С.К. Туманского, который на истребителе МиГ-21 позволил установить рекорды скорости и высоты полёта. Одновременно на заводе производились Жидкостно-реактивные двигатели С2-1150 для межконтинентальной крылатой ракеты "Буря". Создал "Бурю" легендарный "ракетчик" Сергей Королёв совместно с авиаконструктором Семёном Лавочкиным. Старт и вывод на маршевую скорость полёта, втрое превышавшую скорость звука, осуществляли два ускорителя (представлявшие собой "связку" из четырех жидкостно-реактивных двигателей (ЖРД) каждый) прославленного авиаконструктора А. Исаева, как раз-таки и выпускавшиеся на тушинском заводе.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Кроме военной продукции завод, который теперь назывался "Красный октябрь", выпускал и вполне себе мирную продукцию: лодочные моторы, универсальные садово-огородные машины (мотокультиваторы) серии "Крот"

В 1966 году предприятие было награждено Орденом Ленина, а в 1976 году  - орденом Октябрьской Революции.

А потом был создан уникальный двигатель для легендарного самолета МИГ – 21, который успешно участвовал во всех войнах конца 20 - начала 21 века и состоял на вооружении ВВС десятков стран мира. Уже в конце 20 века ещё одной несомненной победой и удачей конструкторов завода стало создание суперсовременного двигателя для лучшего фронтового истребителя в мире МИГ – 29.

МиГ - 29 на постаменте на территории ММП им Чернышёва. Фото из открытых источников интернет
МиГ - 29 на постаменте на территории ММП им Чернышёва. Фото из открытых источников интернет

В тяжёлые времена перестройки на заводе начали производство автономных промышленных комплексов по утилизации изношенных автомобильных шин.

Памятная  стела В.В. Чернышёву  - легендарному директору легендарного завода. Фото из открытых источников интернет
Памятная стела В.В. Чернышёву - легендарному директору легендарного завода. Фото из открытых источников интернет

В 2015 году завод стал именоваться АО "ММП имени В. В. Чернышёва". А теперь он входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию и(которая является частью в Госкорпорации Ростех). В 2021 году земельно-имущественный комплекс Московского машиностроительного предприятия (МПП) имени В.В.Чернышева общей площадью 60 гектаров на северо-западе Москвы был продан за 11 миллиардов рублей. Правда земельные участки на улице Вишневой, дом 7, предоставлены заводу на праве постоянного бессрочного пользования, а собственником является Российская Федерация. Всего в лот входило 125 объектов недвижимого имущества. Что это означает? Что завод, выполняющий военные контракты ПРОДОЛЖАЕТ работать. Да - не в том объёме, да - часть рабочих мощностей перенесут в новые корпуса и совсем не в Тушино, но он жив! Наш тушинский 500-й завод. Жив и продолжает работать на оборону страны.